В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на “Господи,: воззвах” поется:
“Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое”. Вечером в пятницу – великое повечерие.
В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется ЛАЗАРЕВОЙ. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):
“Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне”.
Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ
Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. “Бог Господь”, тропарь 3-ы “Общее воскресение”.
На утрени – стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: “Ангельский собор…”. Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие (на утрени) не читается.
После воскресных тропарей – малая ектения, седален и поется (один раз) “Воскресение Христово видевше…”. Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый -на 8 (Феофана) и второй – на 6 (монаха Иоанна). От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы[1]. Припев к тропарям канона: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Этот же припев – в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.
По 8-й песни “Честнейшую…” не поем[2]. Диакон запевает начало ирмоса 9-Й песни: “Чистую славно почтим…”, а хор продолжает: “Людие, Богородицу, Огнь Божества приим-шую во чреве неопально, песньми величаем”.
После канона и малой ектении поется: “Свят Господь Бог наш” (на 1-й глас) и сразу – “Всякое дыхание…” с хвалитными стихирами. На “И ныне” – “Преблагословенна еси, Богородице Дево”, и поется великое славословие.
На литургии: “Блаженны”, песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по “Приидите, поклонимся…”, поется “Во святых дивен Сый.,.”, но не “Воскресый из мертвых…”[3] – тропарь праздника, “Слава, и ныне” – кондак: “Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая божественное оставление”. Вместо Трисвятого поется: “Елицы во Христа крестистеся…”. Прокимен: “Господь просвещение мое и Спаситель мой…”. Апостол – к Евреем, зач. 333, Евангелие – от Иоанна, зач. 39. Вместо “Достойно” – ирмос 9-Й песни канона: “Чистую славно почтим…”[4] Причастен: “Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу”.
Вход Господень в Иерусалим
Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов:
(Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычная освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит к губокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, им ператор Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) -прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста – св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день случится праздник Благовещения или храмовой праздник и службы этих праздников соединяются.
Уставные особенности богослужения
В Неделю ваий – на вечерни и на утрени – поются два тропаря: первый – “Общее воскресение…” (дважды) И второй – “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в пышних, благословен Грядый во имя Господне” (единожды). На УТРЕНИ, по полиелее – величание:
“Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне”. Тропари: “Ангельский собор…” не поются. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: “От юности моея…”. Прокимен: “Из уст младенец и ссущих…”. Евангелие – только праздника (Мф., зач. 83). “Воскресение Христово видевше…” не поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: “Господу помолимся”.
Хор: “Господи, помилуй”. Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: “Господи, Боже наш…” и за тем трижды окропляет св. водой ваии, говоря:
“Благословляется и освящаются ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа” (трижды)[5]. Далее хор поет: “Слава: Днесь Христос…”, “И ныне” – то же. Затем – “Помилуй мя, Боже…”, и стихиру: “Днесь благодать…”. Канон – св. Космы Маиумского – на 12, ирмосы по дважды.
Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самим изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.
Употребление ваии и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
Кондак: “На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати”.
На 9-й песни “Честнейшую” не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: “Бог Господь и явися нам”, и певцы продолжают:
” Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего”.
В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: “Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…” Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входные: “Благословен Грядый во имя Господне…”. По входе -тропари: “Общее воскресение…” и на “Слава” – “Спогребшеся…”, на “И ныне” – кондак праздника. Затем – Трисвятое. Прокимен: “Благословен Грядый во имя Господне…”. Стих: “Исповедайтеся Господеви, яко благ…”. Апостол – к Филип., зач. 247, Евангелие – от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева):
“Бог Господь, и явися нам, составите праздник…”. Причастен: “Благословен Грядый во имя Господне…”
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Примечание.
Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на “Господи, воззвах”, литии и на стиховне поются стихиры праздника и Неделю ваий. После прокимна: “Господь воцарися…” – читается восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – Ваий.
На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на “Бог Господь”
После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий – стихира Ваий.
Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо “Честнейшую” – припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Ваии обычный припев: “Слава Тебе Боже наш, слава Тебе”.
На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: “Благовестите день от дне…” Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задо-стойник – Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.
[1] По Уставу, в субботу Ваий канон следует петь со стихами библейских песен: “Поим Господеви”. Но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в праздники канон с библейскими песнями, то в этот день. как в неделю Ваий, припев к тропарям четверопеснца: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе” (см.: “Богослужебные указания на 1958 г.”, с. 94, Типикон, “в субботу Лазареву”).
[2] Начиная с этого дня, “Честнейшую…” не поем до понедельника Фоминой седмицы.
[3] Поскольку в Типиконе нет указаний, что нужно петь “Воскресый из мертвых…”, то значит поем обычно “Во святых дивен…” (см.: Богослужебные указания на 1957 г. 1958 гг., стр. 116, 94).
[4] Там же.
[5] В Типиконе, а также в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершается в церковной практике по аналогии с освящением артоса (Требник, 2-я часть, л. 9).