Новый план урегулирования конфликта в Сирии будет представлен сегодня на чрезвычайном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Вчера до ночи его утверждали министры иностранных дел более двадцати арабских государств на консультациях в Каире.
Из утечек в прессу следует, что посредники пока опасаются вводить иностранные войска в Сирию и все еще надеются на миссию находящихся там наблюдателей. Их количество хотят увеличить, а статус поменять — это должны быть уже не только арабские инспекторы, но и их коллеги из ООН. Прежний руководитель миссии — суданский генерал Мухаммад ад-Даби позавчера подал в отставку, на его место прочат бывшего главу МИД Иордании Абдель-Иляга аль-Хатыба.
Нельзя исключать, что в Сирии все-таки будет реализован ливийский сценарий. Сейчас по ливийскому образцу создается «группа друзей Сирии» для помощи оппозиции. Группа из почти 50 государств соберется на свою первую встречу 24 февраля в Тунисе и, по данным «Московских новостей», признает своим законным партнером оппозиционный Сирийский национальный совет. Россия, как и в случае с Ливией, подвергнет это критике.
На заседании Генассамблеи в Нью-Йорке будет также заслушан доклад верховного комиссара ООН по правам человека Нави Пиллай. Ее выводы неутешительны — число жертв конфликта в Сирии, длящегося уже 11 месяцев, приближается к шести тысячам человек. Ожидается, что докладчица попросит передать сирийское досье на рассмотрение Международного уголовного суда, поскольку многие правозащитники трактуют происходящее в Сирии как преступление против человечности.
Представителям 193 стран, входящих в Генассамблею ООН, возможно, будет предложена для голосования резолюция по Сирии. Этим планам сопротивляются Россия и Китай, которые дважды за менее чем полгода накладывали вето на резолюции по Сирии в Совбезе ООН (5 октября 2011-го и 4 февраля этого года). Как пояснил замминистра иностранных дел России Геннадий Гатилов, «эти документы были несбалансированными», однако теперь такой же текст хотят поставить на голосование в Генассамблее.
В Москве не согласны с тем, что в гражданской войне в Сирии виновато только правительство, и возлагают ответственность также на оппозицию. В Генассамблее, однако, в отличие от Совбеза, решения принимаются простым голосованием, ни у одной страны там нет права вето. Судя по царящим в ООН настроениям, Россия и Китай могут опять оказаться в меньшинстве.
Люди в Сирии гибнут как от пуль группировок оппозиции, так и от действий армии и спецслужб. В последние недели режим Башара Асада все чаще применяет танки и артиллерию для обстрела мятежных районов, в том числе жилых кварталов. Это происходит, к примеру, в городе Хомс на севере от столицы Дамаска.
Война пришла и в доселе спокойный город Алеппо (известен также как Халеб), находящийся еще севернее — ближе к границе с Турцией. Там вчера хоронили жертв жестокого теракта. В пятницу возле зданий, где размещены службы безопасности и военной разведки, взорвались заминированные автомобили. Погибло 28 человек, около 200 было ранено. Среди пострадавших были случайные прохожие, в том числе дети. МИД России призвал «все группы сирийской оппозиции в стране и за ее пределами отмежеваться от тех, кто стоит за этими терактами».
Похожие теракты были ранее в Дамаске, и они напоминают почерк «Аль-Каиды». Ее скрывающийся лидер египтянин Айман аз-Завахири вчера в видеообращении призвал единомышленников добиться свержения президента Асада, но при этом «не полагаться на помощь Запада, Турции или арабских стран». Замминистра внутренних дел Ирака Аднан аль-Асади сообщил, что «в Сирию проникло большое количество исламских радикалов», некоторые из них могут быть связаны с «Аль-Каидой».
Становится все неспокойнее и в соседнем с Сирией Ливане, где регулярно происходят стычки между сторонниками и противниками сирийского режима. Ливанская армия усилила свое присутствие в приграничной зоне. Информационные агентства сообщают, что сирийские войска устанавливают возле границы минные поля, чтобы помешать оттоку беженцев и притоку боевиков.
Конфликт в Сирии грозит дестабилизировать и расколоть весь Ближний Восток. Побывавший на днях в Москве руководитель Центра мониторинга прав человека Бахрейна Хасан Шафаи сказал «МН», что в его стране есть как сторонники, так и противники сирийских властей: «События в Сирии раскололи общественное мнение Бахрейна. Но в одном все арабы едины — это трагедия с большим количеством человеческих жертв, и это наша общая боль».
В пятницу Госдума с подачи «Единой России» единогласно приняла заявление «О ситуации в Сирии», в котором поддержала политику Москвы на Ближнем Востоке. Некоторые российские политики смотрят на гражданскую войну в Сирии как на звено в противостоянии с Западом, будто холодная война не закончилась вовсе. «США — наш главный враг, который готовит войну против нас, — заявил кандидат в президенты от ЛДПР Владимир Жириновский. — Падет Сирия — следующим будет Иран, после этого Южный Кавказ дестабилизируется, затем Северный Кавказ». У кандидата от коммунистов Геннадия Зюганова — похожая точка зрения.