В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместо с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи:
“Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный”.
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.
УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и “Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: “Благообразный Иосиф…”, на “Славу” – “Егда снизшел еси и смерти…” и на “И ныне” – “Мироносицам женам…”. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
По окончании тропарей поются “непорочны”, т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или “похвалы” в честъ Господа, “в мертвецех вменившагося”. В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами,
“… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение”[1].
“Непорочны” с “похвалами” разделяются на 3 статии, или “славы”, из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари:
“Ангельский собор удивися…” и совершается каждение всего храма.
После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: “ВОЛНОЮ МОРСКОЮ”, представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды[2]. Припев к тропарям канона: “Слава Тебе Боже наш, слава Тебе”, При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники – только в фелонь и епитрахиль.
По 8-й песни вместо “Честнейшую” поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: “Не рыдай Мене, Мати”, хор продолжает[3]: “зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия”.
После канона и ектении поется: “Свят Господь Бог наш” и стихиры на хвалитех, (на “И ныне” – “Преблагословенна еси. Богородице Дево… “). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного “Святый Боже…” совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении “Святый Боже…” чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.
Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемой другими священниками.
После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был “на престоле со Отцем и Святым Духом”. Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами:
“Премудрость, прости”. Хор пост один раз тропарь: “Благообразный Иосиф…”. В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)[4].
Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекиила (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 – о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач, 113 – о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).
Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон “Премудрость” и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.
После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…” (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа малый: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святих помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец” (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).
Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместо “поскору”, без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: “Христос, истинный Бог наш…”.
После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней[5]. Она начинается возгласом: “Благословено Царство…”. По Уставу, литургия начинается поздно, “о часе 10-м дне” (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня… Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества -Христова Воскресения.
На вечерни, после глубокосодержательных стихир на “Господи, воззвах” (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения “Свете тихий”, диакон сразу произносит: “Премудрость” (а прокимна не бывает) и читается 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви[6].
По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: “Поим Господеви, славно бо прославися”. Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев:
“Славно бо прославися”, а чтец читает стихи этой песни.
По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: “Господа пойте и превозносите Его во веки”, а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.
После паремии следует малая ектения, возглас: “Яко свят еси…” Вместо Трисвятого поется: “Елицы во Христа крестистеся…” – в воспоминание древнего обычая Крещения
оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.
Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо “Аллилуйя” поются стихи 81-го псалма с припевом:
“Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех”.
Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.
В евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.
Вместо Херувимской песни поется тропарь: “Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: “Царь бо: царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херу-вими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя”. Вместо “Достойно есть…” – ирмос 9-й песни канона;
“Не рыдай Мене, Мати…”. Отпуст воскресный: “Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец”[7].
После отпуста бывает благословение хлеба и вина[8] в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.
[2] Канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутсксму. а остальные песни – Косме, еп. Маиумсксму. Ирмосы: “Волною морскою…” – инокини Кассии IX в.
[4] Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в XI-XVI вв. (Б. Моск. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован от Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в XVIII веке.
[5] В Великую Субботу – на утрени, на часах, вечерни, литургии – все молитвы, чтения и священнодействия, которые обычно бывают на солее, как -то: входные молитвы, ектении, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва – все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей.
[6] От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы “Царю Небесный”. Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества.
Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Плащаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: “Благообразный Иосиф…”, “Слава”:
“Егда снисшел…”, “И ныне”: “Мироносицам женам…”. Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: “Господу помолимся”, и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: “Господи Иисусе Христе, Боже наш… (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице (Бого-служебн. указания 1949 и 1953 гг.).
Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на “Господи, воззвах” поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на “И ныне” поется стихира Благовещения: “Послан бысть…”, и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее – ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно – без совпадения Благовещения. После “Ныне отпущаеши” поется тропарь Благовещения, “Слава: Благообразный Иосиф…”, “И ныне: Мироносицам женам…”. Во время пения “Благообразный Иосиф…” – вынос Плащаницы.
В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после “Бог Господь” поются следующие тропари: “Благообразный Иосиф…”, “Егда снизшел еси…”, “Слава: мироносицам женам…”, “И ныне: Днесь спасения нашего главизна…”. Затем поются “непорочны” с похвалами.