Выступление Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на архиерейском соборе Русской православной церкви, 2004 г.

Настоящий Собор епископов – первый архиерейский собор XXI века. Вызовы времени, задачи стоящие перед Православием в государствах – бывших республиках Советского Союза и во всем мире побуждают нас, в начале века и тысячелетия обсудить насущные вопросы жизни церкви в изменяющихся условиях внешнего обсуждения. Одной из главных тем для обсуждения на нашем Соборе, безусловно будет твердое стояние в Православии в современных условиях. Эта тема наиболее важная, наиболее актуальная. 

 

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! 
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! 
Богомудрые архипастыри участники
освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!

 

Настоящий Собор епископов – первый архиерейский собор XXI века. 

Вызовы времени, задачи стоящие перед Православием в государствах – бывших республиках Советского Союза и во всем мире побуждают нас, в начале века и тысячелетия обсудить насущные вопросы жизни церкви в изменяющихся условиях внешнего обсуждения. 

Одной из главных тем для обсуждения на нашем Соборе, безусловно будет твердое стояние в Православии в современных условиях. 

Эта тема наиболее важная, наиболее актуальная. 

Мы православные люди на протяжении всей истории христианства всегда были в ответе за чистоту учения Христова. Наша святая Церковь является хранительницей чистой неповрежденной истины Божественного учения. 

Сущность христианства и Церкви – в Царствии Божием. Церковь утверждается на земле силой веры и христианского знания, силой таинств, молитвы, церковной организации, силой нравственной творческой жизни и христианским отношением к миру. 

Если мы живем по-христиански, если углубляемся в смысл православной христианской жизни всей душой и всем разумением, то наша православная вера является основой жизни, основой ведения. 

Благодарение Господу, в наше время Православная Церковь получает новые возможности усилить свою надвременную миссию. В этом контексте главной и основной задачей нашей Церкви является не столько миссия внешняя, сколько миссия внутренняя. Укрепление и защита Святого Православия будут успешны лишь в том случае, если мы сами будем во всем православными христианами и не только словами, но жизненным примером будем являть подлинный образ Православия. 

Наши главные усилия необходимо направлять, прежде всего, на собственную паству, и особенно на молодежь, сохранять в ограде нашей Русской Православной Церкви чистую и неповрежденную Истину Божественного Христова Учения. Необходимо помнить, что этого мы не достигнем приспособлением к современной, часто лукавой, жизни, поступаясь вековыми принципами евангельского учения, церковными правилами и постановлениями и исконными нашими благочестивыми обычаями и традициями. 

Двоякой благодатной движущей силой должен обладать пастырь желающий иметь успех в деле укрепления внутренней духовной жизни Церкви. Сила эта – любовь; любовь к проповедуемому им Божественному учению о спасении и – любовь к окормляемой им пастве. 

Нынешнее время грозит нам реальной опасностью лукавой подмены истинного учения о спасении, ложным учением, подменой истинного Православия – лжеправославием. 

На архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах нашей Святой Церкви лежит святой и ответственный долг – проникнуться духом истинного Православия. 

Для этого необходимо, прежде всего, помнить, что Православие это не одни лишь красивые слова, не одно лишь благолепно обставленное богослужение в храме, украшенном хорошо написанными иконами древнего смысла и с древними царственными напевами, и – даже не одно лишь голое признание известной совокупности догматов, холодно и формально исповедуемых; Православие – это жизнь, жизнь в Боге, жизнь во Христе, жизнь в истинной Христовой Церкви. 

Если нравственная жизнь есть смирение, любовь, мир, правда, то значение её, как пути в Царство Божие самоочевидно. Большое значение имеют для Церкви живая любовь и проповедь истины в её отношении к миру. 

Церковь не призвана замыкаться в себе, с равнодушием или страхом относясь к окружающему миру. В замысле Божием о Церкви есть закваска, которая постепенно должна преобразить весь мир. Православная Церковь – воинство Христово, призванное завоевать человечество Христу; она должна быть для мира источником добра и истины. Всем этим Церковь может быть только тогда, когда православные христиане: архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне, будут одушевлены любовью к человечеству, если судьба других людей будет им так же близка, как своя собственная. 

Хочу подчеркнуть, что при этом не менее важна твердая и ясная вера в Православие – в истину христианства и его духовную силу. 

Внешняя жизнь Церкви чрезвычайно богата: можно упомянуть еще о церковной организации, богословии, богослужениях, церковном искусстве, о многообразных видах деятельности христиан и Церкви. Всему этому богатству церковной жизнедеятельности можно только радоваться, достоин похвалы всякий, кто сумеет внести в это богатство еще что-то новое. Для каждого православного христианина церковно-общественная, храмовая, богословская жизнь есть путь в Царство Божие и проявление его в мире. Однако многовековой опыт церковной истории и то, что мы видим ныне вокруг, показывает нам, что большое количество христиан видят во всем перечисленном не путь, а самое содержание христианской жизни, думая, что одна только внешняя набожность, церковная деятельность, или богословские знания, или качества знатока церковного права или церковного искусства дают уже право почитаться истинным православным христианином. Это одно из самых пагубных заблуждений в церковном обществе, прямой путь к лицемерию. Видимость христианства и репутация церковного человека здесь не соответствует настоящей религиозности, которая заключается в религиозной жизни. Во многих случаях понятие духовной жизни постоянно упрощается, особенно среди православных христиан, вошедших в Церковь сравнительно недавно. Упрощение доходит до простой сосредоточенности на религиозной, молитвенно-аскетической стороне жизни или особенно скрупулезном исполнении условных предписаний церковной этики. Апостольское понимание духовности заключается в постоянном воспитании в себе нравственной чистоты, любви и истины жизни в благодати и во Христе. Часто церковно-общественные организации, церковные общества возглавляются людьми, в которых нет духовности, и именно по таким людям судят о Православии. Этот круг церковников усиленно поддерживает взгляд, что люди спасаются только внешним благочестием и послушанием, реже прибавляя к ним и церковную культуру. Так учили и книжники и фарисеи. Христианское и, особенно, православное фарисейство, это жестокое оскорбление Господа Иисуса Христа, распятого древними фарисеями. 

Смысл и сущность Святого Православия в действительном соединении с Богом и людьми во Христе, что равносильно жизни в любви и истине; все остальное только путь к сокровищу Царства Божия. 
Дорогие участники Архиерейского Собора! 

Святая Православная Церковь учит нас радоваться всякой радости, если она не основана на зле. Слава Богу, если кто счастлив на земле! Лишь бы ему не впасть в самодовольство и забвение, что рядом с ним есть несчастные; лишь бы поверить в прочность своего счастья, ибо на земле все непрочно. Весь мир не в состоянии угасить ту радость о Господе, радость новой жизни в любви и истине, радость несомненной надежды на грядущее торжество правды, которая открывается истинным чадам Церковным в Царствии Божием. 

Однако мир полон зла. Неоднократно, во время истории человеческого бытия на земле происходили чудовищные проявления этого зла. Начало нашего века – новый всплеск, вулканическое извержение диавольского изображения зла, проявление греха убийства в новом обличии – террора. Последнее событие 1 сентября 2004 года в Беслане подтверждение этому. 

Мы исповедуем, что первопричина зла в свободе без веры и любви. Зло всегда первоначально является актом злой воли. Смысл таких действий заключается, прежде всего, в отрицании, обособлении, вражде, презрении, ненависти. Каждый злой акт оставляет след в нашей природе, искажает и отравляет нас; искаженную природу мы получаем от наших родителей и предков. Более того, вся среда, в которой мы живем (общественная жизнь, культура, нравы) уже проникнуты злом. Человек рождается в злом мире и своими личными грехами увеличивает зло. Поскольку зло поражает саму природу человека, оно – зло, есть болезнь, в сущности, смертельная болезнь, потому, что человеку грозит от зла телесная и духовная смерть. 

В глубине зла всегда лежит гордыня, сознание себя исключительной ценностью и презрение к другим; от гордости себялюбие: забота только о себе, подчинение всех своим интересам; если гордость и эгоизм встречают сопротивление, в человеке возникает ненависть; от ненависти стремление к разрушению и убийству. 

Наш Архиерейский Собор обязан перед Богом и Церковью дать соответствующую оценку происходящему в мире греховному наводнению зла, пожару ненависти, который охватывает все больше и больше людей на земле. Господь Сам подсказал нам выход из любого трудного опасного состояния жизни. «Я есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14,6). Поэтому первым шагом в борьбе со злом должно быть покаяние, любовь к Богу и людям, любовь к правде и добру, Господь выводит нас на борьбу со злом в человеческом обществе. Равнодушие ко злу в общественной и мировой жизни – это начало разложения христианского общества. Путь общественной борьбы против зла почти всегда приводит к необходимости жертвы, страданий и, возможно, к смерти. 

Если мы любим Бога и людей, добро и истину, мы должны быть готовы к испытаниям. Когда мы малодушествуем, мы не избавляемся от страданий – совесть обличает нас, и мы надламываемся. Страх перед злом опаснее зла. Зло отвратительно, но больше всего оно сильно нашим бессилием. Корень зла на земле отпадание от Бога, вражда и ложь. Наша вера дает человечеству возможность победить зло в самом его корне; она не обещает на земле избавление от страданий и смерти. В мире есть и жизнь, и радость, но мир болен злом и обречен к смерти вне Христа. 

Путь Христов необходим человеку, ибо он есть путь к жизни и радости жизни, путь окончательного преодоления зла. 

Святители Церкви Христовой! 

Нам необходимо на общецерковном уровне решить еще одну проблему, которая представляется важной в современной жизни Церкви и общества. Имеется в виду вопрос об ИНН или, как это называется на Украине, «идентификационных кодах». Архиерейский собор не может просто отмахнуться от этой проблемы, поскольку она волнует сотни тысяч православных верующих – чад Русской Православной Церкви, а ведь, согласно Посланию Восточных Патриархов 1848 года, именно народ, составляющий Тело Церкви, и есть «хранитель благочестия». 

За прошедшие годы после решения Синодальной Богословской комиссии ситуация кардинально изменилась Государство показало, что даже в самом малом не хочет уступить требованию православного народа. Сегодня поборники глобализации в правительствах некоторых стран Содружества Независимых Государств думают, что могут заставить замолкнуть голос Церкви. И хотя бы потому для нас вопрос об ИНН уже стал богословским. Требуется новое решение в свете событий последних лет. 

Мне неоднократно приходилось повторять, повторю это и вновь: утверждение о том, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых устроителями «нового мирового порядка», для которых Русская Православная Церковь – враг номер один, не может повредить православному человеку, является величайшей ошибкой и заблуждением. Через введение ИНН, «идентификационных кодов», православных христиан пытаются втянуть в глобализационные процессы, что является недопустимым. Ведь все эти процессы ведут к стиранию свободной личности, к уничтожению независимости государств, особенно традиционно православных, и, в конечном счете, к власти единого мирового правительства, цель которого – воцарение единоличного лидера – то есть предсказанного в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, антихриста. 

При соборном рассмотрении данной проблемы можно учесть опыт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Священный Синод которой в Послании от 29 декабря 2003 года заявил: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен» и «царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей». 

Мы, как архипастыри, несем ответственность за судьбу Русской Православной Церкви. На нас взирают сотни тысяч, если уже не миллионы, православных душ. Поэтому нам необходимо выработать единое соборное решение, основополагающий документ, который стал бы руководящим как для Правительств наших стран, так и, самое главное, для духовенства и всего верующего народа, который жаждет получить ответ на волнующие его вопросы о кодификации, да и вообще об апостасийной глобализации. 

Нам необходимо осудить глобализацию как антихристианское явление, ведущее к созданию во всем мире единого царства антихриста, осудить цифровое кодирование людей, как основу глобализации, осудить внедрение биометрических документов и вживление микрочипов в человеческое тело, как покушение на богозданную свободу человеческой личности. 

Историческая миссия России – быть Православной Державой и свидетельствовать всему миру об истине. Нельзя допустить, чтобы Православие использовали как инструмент апостасии. Православный мир должен отказаться от участия в строительстве «нового мирового порядка». 

На мой взгляд, мы не должны обойти вниманием, дать соответствующую оценку и, главное выработать единое общецерковное мнение также и об отношении к инославному миру. Наша паства ждет от нас ответа на многие острые вопросы. Католический прозелитизм, активная протестантская антиправославная миссия требует не просто бдительности, а церковного православного единомыслия и ответственности. 

Приоритетной задачей настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви является решение вопроса восстановления единства нашей Поместной Церкви, установление нормальных церковно-канонических отношений с Русской Православной Церковью Заграницей. Думаю, что никто не будет отрицать необходимость скорейшего преодоления этого разделения, существующего почти 80 лет. Стремление к чаемому единству видно с обеих сторон. Господь призывает нас сегодня «едиными усты и единем сердцем» восславить «пречестное и великолепое имя Его», причащаясь от единой Евхаристической чаши. Трудности, которые встречаются на пути восстановления утраченного единства, не являются непреодолимыми. При обоюдном добром желании и сознании величайшей ответственности перед Богом, Церковью, историей можно найти пути разрешения тех или иных вопросов, разделяющих нас. А это благое желание и стремление, к счастью, есть. Сегодня совместными усилиями мы находим выход из создавшегося положения, при чем проблемы при этом не замалчиваются, а открыто обсуждаются. 

При рассмотрении наших взаимоотношений мы должны указать нашим зарубежным собратьям на проблему существования на канонической территории Церкви в Отечестве епархий и приходов Церкви Зарубежной и, возникающих при таком положении дел, проблем, усугубляющих наше разделение. Так, например, на территории Одесской епархии Московского патриархата существует параллельная епархия Зарубежной Церкви, с центром в Одессе. Зарубежный епископ носит такое же имя, «Агафангел», каким именуется и митрополит Одесский и Измаильский Московского Патриархата, что вносит немалую путаницу. 

Епископ Агафангел (Пашковский), управляющий одесской епархией РПЦЗ, имеющий на территории Одесской области всего около пяти приходов, был рукоположен в 1994 году без благословения свя щенноначалия Русской Зарубежной Церкви архиепископом Лазарем (Журбенко), ныне исключенным из состава РПЦЗ и запрещенным в священнослужении, и епископом Валентином (Русанцевым), ныне лишенным сана. После длительного разбирательства ради мира церковного Архиерейский Синод решил признать хиротонию Агафангела (Пашковского). На протяжении десяти лет этот епископ открыто хулит Русскую Православную Церковь, называет её безблагодатной, еретической, советской. Он вносит смущение в умы верующих людей своими печатными изданиями, в которых открыто допускает злорадство, различные ругательства, оскорбительный тон в адрес нашей Церкви. Отдельного разговора заслуживает пагубная практика приема епископом Агафангелом (Пашковским) лишенных сана, запрещенных в служении за различные грехи клириков-перебежчиков, нарушителей правил церковной жизни – двоеженцев, пьяниц, вступивших в «брак» иноков, попов-табачников, монахов, изгнанных из монастырей или покинувших обитель из-за нерадивой жизни.

К сожалению, до сих пор нет ни одного открытого определения Первоириерарха или Синода Зарубежной Церкви, осуждающего действия епископа Агафангела (Пашковского). При рассмотрении вопроса установления нормальных отношений между двумя частями нашей Церкви прошу иметь в виду ситуацию, сложившуюся в Одесской епархии из-за антиканонических действий Пашковского и предложить Зарубежной Церкви дать каноническую оценку действиям управляющего Одесской епархией РПЦЗ и сделать все возможное для того, чтобы исправить существующую ситуацию. 

Одной из важных проблем, разделяющих нас является Декларация Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) 1927 года. Зарубежная Церковь призывает нас дать каноническую оценку этого документа и других действий митрополита Сергия, внесших соблазн и разделение в церковную жизнь. 

Мне кажется, что мы обязаны прислушаться к голосу Зарубежной Церкви, не осуждая при этом личности Святейшего Патриарха Сергия, управляющего Русской Православной Церковью в условиях жесточайшего гонения. Тем более что должная, на мой взгляд, оценка Декларации уже прозвучала из уст Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество еще в 1991 году в своем Заявлении, опубликованном в средствах массовой информации сказал: «Декларация эта – часть истории нашей Церкви. Будучи церковным человеком, я должен принимать на себя ответственность за все, что было в жизни моей Церкви: не только за доброе, но и за тяжелое, скорбное, ошибочное…Помогла или нет эта Декларация нашей Церкви в те тяжелейшие дни – пусть судит история. Не хотел бы выносить оценку этим действиям митрополита Сергия. В ту ночь мы могли бы лишь плакать вместе с ним. Настолько можно судить, ему была предложена «альтернатива»: или подпись или расстрел нескольких сот епископов, находившихся уже под арестом…Та боль, которую испытал он тогда, отчасти живет и поныне в моем сердце… Но глядя из сегодняшнего дня или просто с точки зрения исторической правды, мы видим, что заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявлять вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации… Трагедия митрополита Сергия была в том, что он пытался «под честное слово» договориться с преступниками, дорвавшимися до власти… Декларация – это тяжелейшая страница нашей истории… Но сегодня мы вполне в состоянии заявить, что не эта Декларация лежит в основе сегодняшних отношений Церкви и государства… Мы имеем нравственное право сказать, что не руководствуемся ею… У людей же, которым эти уступки, молчание, вынужденная пассивность или выражение лояльности, допускавшиеся церковным возглавлением в те годы, причиняли боль, – у этих людей, не только перед Богом, но и перед ними, я прошу прощения, понимания и молитв» (ЖМП. 1991,№10, с. 5-6). 

Это заявление Первосвятителя наше Церкви могло бы лечь в основу нашего соборного определения, дающего оценку Декларации 1927 года и некоторым действиям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, которые внесли смущение в церковную среду. Очень важным моментом на мой взгляд, является внесение в соборный документ, если таковой будет принят, слов покаяния, как это сделано в заявлении Его Святейшества. Это сможет уврачевать нашу общую церковную рану. 

Другой проблемой, смущающей не только Русскую Православную Церковь Заграницей, но большинство пастырей и пасомых Церкви в Отечестве является участие представителей нашей Церкви во Всемирном совете церквей, экуменические моления с еретиками, что строго запрещено канонами Святой Церкви. В связи с этим позвольте внести на рассмотрение нашего Архиерейского Собора предложение о полном выходе Русской Православной Церкви Московского патриархата из т.н. Всемирного совета церквей и прекращение практики экуменических молитв, как несоответствующей духу Православия. 

Перед всеми нами, дорогие собратья во Христе, архиереи Церкви Божией, стоит сегодня вопрос: что нам дороже: соблазняющий нас и нашу паству ложный экуменизм или единство Церкви? Перестанем же нарушать законы и вводить в соблазн пасомых. Примем раз и навсегда соборное решение в духе Вселенских Соборов и святых отцов, осуждающее совместное моление с инославными и испросим прощения у народа Божия за то, что допускали такую практику. Этим мы не только восстановим, но укрепим единство нашей Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, досточтимые архипастыри Церкви Божией! 

Наш Архиерейский Собор всеми своими решениями и воззваниями должен утвердить мысль о том, что истинно-верующие православные христиане, подлинные члены истинной Церкви Христовой должны знать, и никогда не забывать, что Церковь, это не обыкновенная человеческая светская организация, наподобие других земных организаций и человеческих обществ, это не простое «собрание верующих», а единый цельный организм, одухотворяемый благодатью Святого Духа, обнимающий собой, как Церковь, воинствующую на земле, так и Церковь, торжествующую на небесах. Церковь это таинственное Тело Христово, Главой которого есть Сам Спаситель мира, давший ей великое обетование: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея» (Мар.

Дай Бог, чтобы голос нашего Архиерейского Собора дошел до сердец всех православных христиан в наших странах и в рассеянии сущих, чтобы еще крепче объединить их вокруг Матери нашей – Русской Православной Церкви. Мы непреложно веруем, что наша Церковь – Церковь истинная и спасительная. Она свято хранит неповрежденным Священное Писание и Священное Предание, непогрешима и никогда не может отступить от истины, ибо она сама по учению Слова Божия, есть «Столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).