Краеугольный камень Церкви!
Но что значит создать Церковь на Самом Христе или на исповедании, на вере Петра? Отцы Церкви при истолковании Мф. 16:18 не отвечают на этот вопрос, но мы можем найти достаточный ответ вообще в святоотеческом богословии. Не богословие Петра, как сумма теоретических положений и предметов веры, лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа (Иак. 2:19); они и исповедывали Христа подобно ап. Петру (Мф. 8:29; Мр. 1:24), но они вне Церкви[1]. Вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Ап. Петр исповедал воплощение Сына Божия и Христа как воплощенного Сына Божия. Не идея, не истина, но самый факт воплощения Сына Божия есть тот камень, на котором зиждется Церковь. Церковь – прямое следствие воплощения. Слова Христовы Петру неразрывно связывают христологию с экклисиологией.
Еще во втором веке, преимущественно в противоиудейской полемике, церковные писатели говорили о Церкви, как о новом народе[2], который получил свое начало в воплощении Сына Божия. Это мы встречаем еще в послании с именем Варнавы. Отец повелевает Христу приготовить Себе народ святой (14, 5–6). Христос и пришел, чтобы приготовить Себе новый народ (5, 7); за грехи нового народа Он принес плоть Свою (7, 5). «К нам относятся слова Писания, которые Отец говорит Сыну: «сотворим по образу и по подобию Нашему человека» (Быт. 1:26). В конце времен Господь совершил в нас второе творение (δευτεραν πλασιν). Господь говорит: «вот я сделаю последнее так, как первое». Мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «вот отниму от них сердца каменные и вложу в них плотяные» (Иез. 11:19, 36:26), ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас (6,12–14). Так в послании Варнавы идея нового человечества или Церкви стоит в самой тесной связи с фактом воплощения. Понятие о новом человечестве стоит в центре общих воззрений и св. Игнатия Богоносца на христианство[3]. Для него христианство οιχονομια ειζ τον χαινον ανυρωπον (Еф. 2:15), а новый человек отождествляется с Церковью (Еф. 4:24).
Но особенно ясно об основном значении воплощения и о Церкви, как следствии или плоде воплощения, во втором веке говорил св. Ириней Лионский. «Другие, – пишет св. Ириней, – не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что чрез это должно осуществиться совершенство нашего человечества. И такие должны быть причислены к маловерам»[4]. Христос «принес все новое тем, что Он возвещенный принес Себя Самого. Ибо это самое и было предсказано, что придет новое (novitas), что обновит (innovatura) и оживотворит человека»[5]. «Слово Божие Иисус Христос Господь наш по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он»[6]. «Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизшел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом»[7]. Создание усовершается, так как оно стало сообразным и сотелесным (conformatum et concorporatum) с Сыном. Тварь принимает Слово и восходит к Нему, превосходя ангелов и делаясь по образу и по подобию Божию[8]. «Что совершилось на Господе, совершается также и на нас, так как тело следует за своею Главою»[9]. Новое воссозданное человечество св. Ириней называет и Церковью. «Бог благоволит взять Церковь, которая будет освящена чрез общение с Его Сыном»[10]. «Церковь получает усыновление (adoptionem) Богу через Господа»[11].
Известно, какое важное значение имела идея обожения в богословии древней восточной Церкви, начиная с IV века[12]. Занимая центральное место в церковном богословии, эта идея в одну цельную и возвышенную систему стройно сочетала христологию, сотериологию и экклисиологию. «Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться»[13]. «Соделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить»[14]. «Это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство: подобно тому, как наилучший врач целительными врачевствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части»[15]. «Естество наше опять возвращается в свое прежнее состояние»[16]. «Слово, сущее в начале и у Бога, и Слово, Само сущее Бог, Который в последние дни, посредством приобщения к уничиженности нашего естества, соделался плотию по человеколюбию, и, соединившись чрез оную с человеком, принял в Себя все наше естество, дабы чрез растворение с Божеским (естеством) обожествилось человеческое, и начатком оных освятился вместе весь состав нашего естества»[17]. Христиане утверждаются на человечестве Христа[18]. Факт воплощения Сына Божия и идею нового человечества связывают с идеей Церкви особенно ясно св. Кирилл Александрийский и преп. Максим Исповедник. Св. Кирилл пишет: «Единородный определил некоторый, изысканный подобающей Ему премудростью и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия (евхаристии) – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу. Поэтому и Телом Христовым называет Церковь, а мы отдельные члены по пониманию Павла»[19]. Для св. Кирилла новое человечество, получившее бытие по воплощении Сына Божия, и Церковь – понятия как бы взаимозаменяемые, а преп. Максим, приведши слова ап. Павла (Еф. 1:11-23, 4:11-16) о Церкви, тотчас начинает говорить о таинстве воплощения. «Тайна была сокровенна от веков и родов, ныне же открыта чрез истинное и совершенное вочеловечение Сына и Бога (др. чт. – Yιου του Θεου), соединившего Себе по ипостаси (χαυ υποστασιυ) нераздельно и неслиянно наше естество, сопрягшего нас Себе как бы начатком святой Его умно и разумно одушевленной плотью, которая от нас и наша, и удостоившего (нас) быть одним и тем же с Ним по Его человечеству, как мы были предопределены прежде век быть в Нем, как члены тела»[20]. Для преп. Максима «святая Церковь Божия есть образ (ειχων) Бога, потому что она, подобно Богу, объединяет верующих»[21].
Так святоотеческое богословие в воплощении Сына Божия видит основу нашего спасения и краеугольный камень Церкви, и при свете этого богословия под камнем в Мф. 16:18 мы можем разуметь Сына Божия воплотившегося или самое воплощение, не учение о нем, не идею, но факт[22].
Наше современное школьное богословие подпадает упреку св. Иринея Лионского, упреку в маловерии, потому что оно не ставит во главу угла истины воплощения Сына Божия[23], и этой истины не соединяет с истиной Церкви, как это должно быть по слову Самого Господа[24]. Но Церковь и теперь живет тем же идеалом обожения, которым жила она в древности, за который подвизались до крови ея выдающиеся богословы и учители. Стоит только прислушаться к церковным песнопениям, вчитаться внимательно в церковные молитвы, – всюду и неизменно слышится гимн воплощения, и учение о воплощении в богослужебных книгах излагается в терминах святоотеческих. Подпав под чуждые Церкви влияния, зиждущие школьную догматику пренебрегли камнем воплощения, но для Церкви он и теперь лежит во главе угла. Особенно догматически глубокий и прекрасный гимн воплощению воспевает Церковь в день Рождества Христова. Еще в день предпразднества на повечерии поется в каноне: «Не дивися ныне, о мати, видящи яко младенца, егоже из чрева прежде денницы роди Бог: возставити бо и сопрославити человеческое падшее естество приидох явственно». А в службе на самый праздник мы слышим: «Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, преклонив небеса сходит; сего же, от Девы воистину воплощься, всего осуществует (ολον ουσιουται – принимает все его существо)»[25]. «Мудрость, Слово и Сила, Сын сый Отчий и Сияние, Христос Бог… вочеловечься обновил есть (ανεχτησατο) нас»[26]. «Весь по нам (χαυ ημαζ) обнищав перстного от самого единения и общения богосоделал еси»[27]. «Уподобившийся (нам) чрез соединение с бренным убожеством (нашим) и восприятием земной плоти соделавший (нас) причастниками Божественного естества»[28]. «Бог-Слово, который был в начале у Бога, желая сохранить наше существо, немоществующее издревле, ныне укрепляет (его), нисходя Сам в новое (с ним) общение и снова делая (его) свободным от страстей»[29]. «Христоименный народ, достигши желаемого, и удостоившись пришествия Бога (во плоти), ожидает ныне животворного обновления»[30]. «Преславное таинство устрояется днесь – обновляется естество и Бог человек бывает»[31]) Истину говорит Церковь, что в этой службе она приносит Христу родившемуся «православнаго богатство богословия, яко Богу и Спасу душ наших»[32]. А богатство этого богословия в тех же великих откровенных истинах, которые исповедал от лица апостолов Петр близ Кесарии Филипповой и которые подтвердил и дополнил Господь в Своем ответе Петру: начало спасения человеческого естества и основание Церкви положено самым фактом воплощения и вочеловечения второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Священномученик Иларион (Троицкий) «Без Церкви нет спасения».
[1] См. Благовестник, ч.1: сие-то исповедание, которое ты исповедал, и будет основанием верующих.
[2] См. у Владимира Троицкого. Очерки из истории догмата о Церкви. Стр.88–101.
[3] См. F. Loofs. Leitfaden sum Studium der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle 1906. §15, 2. S.99.
[4] Доказательство апостольской проповеди, гл. 99. Рус. перевод в Христианском Чтении. 1907 г. ч.2.
[5] Contra haer. IV 311. Migne, PG., t. 7, col.1083C-1084A. Сочинения, СПБ. 1900, стр.414.
[6] Contra haer. V praef, PG., t. 7, col. 1120В. Сочинения, стр. 446.
[7] Contra haer. Ill 42 PG., t. 7, col. 856В. Сочинения, стр. 225.
[8] Contra haer. V 36,3. PG., t. 7, col. 1224B-C. Сочинения, стр. 528.
[9] Contra haer. IV 34,4. PG., t. 7, col. 1086В. Сочинения, стр. 417.
[10] Contra haer. IV 20,12. PG., t. 7, col. 1042A. Сочинения, стр. 377.
[11] Contra haer. V 32,2. PG., t. 7, col. 1211A. Сочинения, стр. 515.
[12] См. об этом проф. И. В. Попова. Идея обожения в древневосточной Церкви. Москва, 1909.
[13] Св. Афанасий Вел. Против ариан II, 47. Творений ч.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр.324.
[14] Св. Афанасий Вел. К Аделфию, гл. 4. Творений ч.3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903, стр.306.
[15] Св. Василий Великий. Подвижнические уставы, гл.18. Творений ч.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1901, стр.360.
[16] Св. Григорий Нисский. Антирритик, гл 55. Творений ч.7. Москва 1865, стр.192.
[17] Св. Григорий Нисский. Антирритик, гл. 15. Творений ч.7, стр.86.
[18] Св. Ефрем Сирии. Толкование на 3 Кор. 3. 32-33 Проф. М.Д. Муретов. Апокрифическая переписка апостола Павла с коринфянами. Сергиев Посад 1896, стр.XXIII.
[19] Толкование на евангелие от Ионна, кн. 11, гл. 11. Творений ч.15 Сергиев Посад. 1912, стр.109. ПО.
[20] Ambiguorum liber. Migne. PG., t. 91, col. 1097A-B. Cfr. cap. theol I, 25. PG., t.90, col.1135B-C.
[21] Mystagog. cap. 1. Migne. PG., t. 91, col. 668B. Cfr. col.664D. Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения т.1, СПБ. 1855, стр.303,300.
[22] Католики под камнем разумеют ап.Петра и рассуждают так: «Церковь Христова есть собрание, общество людей. А то, что каждому собранию или обществу сообщает устойчивость, крепость, единство и чему все принадлежащие к обществу должны прилежать и следовать, – есть авторитет или власть управления и направления. Истинная власть должна обладать каждым обществом и направлять его к тому, ради чего оно и устроено. Необходим авторитет, которым общество было бы крепко, которым оно сохранялось бы в единстве. Если такого авторитета нет, то общество не достойно своего имени: будут лишь отдельные и разрозненные члены. Если этому авторитету кто себя подчиняет, – тем самым определяет себя как члена общества. Так как Петр есть тот, на ком Христос создаст Свою Церковь, то тем самым обещается на будущее время высший авторитет в Церкви. В словах Христа содержится обетование того, что Он сделает так, чтобы Петр своею властью управления содействовал истинной твердости к единству, или, другими словами, чтобы Петр стоял на страже всей той истины, которая дает зданию твердый фундамент». Jos Knabenbauer. Evangelium secundum S. Matthaeum, pars altera, p. 55. Это толкование мы отвергаем как слишком житейское (забота о прерогативах отдельного епископа) и совершенно убогое и жалкое в смысле идейно-богословском.
[23] Не совсем свободны от этого упрека даже лучшие труды по сотериологии, решительно порвавшие с юридическим учением о спасении заимствованным нашим богословием у западных внецерковных схоластиков. (Таков, например, труд архиеп. Сергия. Православное учение о спасении).
[24] 11–13 марта 1914г. Академию посещал английский ученый W.H. Frere, с которым мне пришлось беседовать о постановке преподавания в их колледже (College of the Resurrection, Mirfield). Он подарил мне маленькую брошюрку – Notes on theological training, где (р. 5) есть план преподавания. В графе догматики мое внимание обратили заглавие двух отделов: the incarnation (воплощение) и the extension of the incarnation (распространение воплощения). Я спросил, о чем идет речь во втором отделе, что это за «the extension of the incarnation». W.H. Frere ответил, что под этим заголовком содержится учение о Церкви и о таинствах. Церковь, следовательно, определяется как распространение или продолжение воплощения. Неужели в этом пункте внецерковное богословие ближе к истине нежели наше школьное? Тем, конечно, для этого последнего!
[25] Канона Космы песнь 1, троп. 2.
[26] Канона Космы песнь 1, троп. 3.
[27] Канона Космы песнь 5, троп. 1.
[28] Канона Космы песнь 3, троп. 3. Проводим в русском переводе проф. Е. Ловягина. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 1. СПБ. 1855, стр. 5.
[29] Канона Иоанна песнь 6, троп. 1. Ловягин, стр. 18.
[30] Канона Иоанна песнь 9, троп. 2. Ловягин, стр.21–22.
[31] 26 декабря на стиховне стихира Иоанна монаха.
[32] На хвалитех Слава (Германово).