ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Лекции по новейшей истории

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

 

– Так кто ж ты, наконец?

 – Я часть той силы, что вечно хочет зла,

и вечно соверша­ет благо.

Гете. «Фауст»

 

Англичане считают, что мировая война, начавшая­ся в 1914 г., продолжалась почти 30 лет и закончилась разгромом фашистской Германии и милитаристской Японии. Только в 1945 г. оказались разрешенными мно­гие межнациональные проблемы, для урегулирования которых человечество пролило океаны крови.

Вступая в войну 1914 г. в проти­воположных коалициях, и Великобри­тания и Германия по сути дела пре­следовали одну цель – распад Рос­сийской империи. Только если Гер­мания явно воевала против России, то Англия делала это, являясь ее «союз­ницей».

К началу 1915 г. коалиция цент­ральных держав сосредотачивает главные свои силы против России. 140 дивизий, вся мощь центрального блока обрушивается на русскую ар­мию. Цель – вывести Россию из вой­ны. В единоборстве русская армия не только выстояла, но и сумела на кав­казском фронте провести ряд насту­пательных операций.

Летом 1916 г. появились первые успехи. Сорвав наступление герман­ских войск под Верденом, русская ар­мия перешла в контрнаступление. Этим она обеспечила перелом в пользу Антанты. На кавказском на­правлении было нанесено жесточай­шее поражение Турции. Своим выхо­дом к границам Ирана Россия опять создает союзникам благоприятные условия – теперь уже на ближневос­точном театре военных действий. Рус­ский флот блокировал Босфор, юго-восточное побережье Балтики. Вес­ной 1917 г. У. Черчилль писал: «Вы­играть войну против России просто невозможно». Союзники по собствен­ному почину признали права России на Константинополь и проливы, при­своили царю Николаю звание фель­дмаршала английской армии и даже вручили жезл.

15 апреля 1917 г. должно было начаться крупное наступление на германском фронте. Успех был обес­печен.

Россия в это время имела армию численностью 14,5 млн. солдат. На одну тысячу мужского населения мо­билизации подлежали 474 человека. Резерв был большой, ибо при насе­лении страны в 190 млн. человек в армию призывался каждый двенадца­тый. Победа России сделала бы ее ге­гемоном на континенте. Как писал Эдмон Тэрри, Россия будет господ­ствовать в Европе, к 1950 г. ее насе­ление составит около 1 млрд, чело­век, поскольку каждый год там рожда­ется 32 млн. человек.

И Антанта решила: если русская победа неизбежна, пусть она будет не из рук царя (Николай II принял глав­нокомандование русскими армиями 22 августа 1915 г.), а от Думы. Запад решил: не быть царю.

Время царствования Николая II ока­залось периодом самых высоких в ис­тории России и СССР годовых тем­пов экономического роста (9%). Уро­жай зерновых в 1913 г. составил 4 млрд. 825 млн. пудов  –  более 406 кг. зерна на душу населения. Вступая в Великую войну (так называли войну 1914г.), Россия была обеспечена хле­бом на ближайшие 14 лет. Однако тыл гнил на корню. Все большая часть образованных слоев на­селения отходит от российских тради­ций и идеалов и встает на сторону раз­рушительных космополитических сил. Идет отступление от идеалов Право­славия. В ближайшем окружении го­сударя готовился заговор. Не понима­ли ни родзянки, ни гучковы, ни милюковы, которых выгнали сразу после со­вершенного ими переворота, что в основе государственности России за­ложена религиозная идея. Если ею не дорожить, то все разрушится.

В это время состоялось экстрен­ное совещание членов Думы в Aнглийском посольстве, на котором было решено вступить на путь ре­волюции.

Генерал А. М. Крымов предлагал составить отряд из заговорщиков и, ос­тановив во время пути императорс­кий поезд, потребовать от императо­ра отречения посредством насилия.

«Мы знали, что весной предстояли победы русской армии. В таком случае престиж и обаяние царя в на­роде снова сделались бы настолько крепкими, что все наши усилия рас­шатать и свалить престол самодерж­ца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву, чтобы пре­дотвратить эту опасность», – писал П. И. Милюков.

Через несколько дней английский парламент громом аплодисментов встретил известие о низвержении Ни­колая II. С уходом Государя рухнула и Россия. 50 думцев и 8 генералов совершали дворцовый переворот.

Дом Романовых начался с Миха­ила в Ипатьевском монастыре и окончился нецарствовавшим Михаи­лом – брат отрекся за себя, а Михаил за всех – в Ипатьевском подвале.

Падение совершилось, казалось бы, совершенно неожиданно. 25 фев­раля в Петрограде началась забастов­ка. Начальник штаба ставки генерал М. Алексеев для восстановления по­рядка стал готовить военную экспе­дицию под командованием Иванова. Однако к вечеру 28 февраля Алексе­ев резко изменил свою позицию. Он решил поддержать председателя Временного Комитета Думы Родзянко. Родзянко стремился склонить царя к созданию правительства, ответ­ственного перед Думой, а не (как было) перед царем. Это практически означало конец самодержавия. Под давлением генерала Рузского царь согласился на эти домогательства. Однако Родзянко ответил: «Поздно, требуется отречение». Алексеев ра­зослал по фронтам телеграммы, скло­няя главкомов и адмиралов в пользу отречения. Все главкомы  –  вел. кн. Николай Николаевич, дядя царя (кав­казский фронт), ген. В. В. Сахаров (ру­мынский фронт), ген. А. Брусилов (юго-западный фронт), ген. А. Е. Эверт (западный фронт), адм. А. И. Непенин (Балтийский флот), адм. А. В. Кол­чак (Черноморский флот) – «умоля­ли» царя об отречении (сначала в пользу сына с регентством вел. кн. Михаила Александровича). 2 марта 1917 г. царь был вынужден подписать доставленный Думой акт об отречении от престола.

В формировании Временного пра­вительства большую роль сыграл Ке­ренский. Почти все Романовы в пер­вой половине марта заявили о своей верности новому строю.

Вождь февральской революции Керенский Александр Федорович ро­дился в 1881 г. Его мать Геся Гельфман за убийство царя была пригово­рена к повешению, но в тюрьме, сама себя осеменив, забеременела, чем спасла свою жизнь. Новорожденного вскоре усыновили Хаим (в крещении Феодор) Керенский и мать  –  урож­денная Кирбис. Его отец был дирек­тором гимназии в Симбирске, где учился Ленин. Керенский умер в воз­расте 89 лет в Нью-Йорке.

3 марта 1918 г. в Брест-Литовске закончилась Первая мировая война. Документы брестского мира стали свидетельством измены Льва Троцко­го, А. А. Иоффе, Карахана и Камене­ва. От России была отторгнута тер­ритория площадью 780 тыс. кв. км  –  земли Украины, Литвы, Латвии, Полы­ни, Белоруссии, Моонзундский архи­пелаг и др. Россия лишилась почти трети своего населения .

После подписания мира военные действия против России не прекра­щались ни на день. Германия предъявляла все новые и новые уль­тиматумы. В 1917 г. генерал Людендорф, фактический руководитель гер­манской армии, признавался: «Русская революция не случайная удача, а ес­тественный результат германской по­литики». Кайзеровские власти с лих­вой окупили средства, затраченные на финансирование «русских революци­онеров»: согласно условиям Брестс­кого мира, Россия обязана была уп­латить Германии огромную контрибу­цию в размере 6 млрд, марок, в том числе 245 546 кг чистого золота. Все­го успели передать в кладовые гер­манского Рейхсбанка 93536 кг дра­гоценного металла на сумму почти 125 млн. рублей в тогдашних ценах. После поражения кайзеровской Гер­мании это золото досталось Франции, где оно и находится до сих пор.

Катастрофа обрушилась так вне­запно, так стремительно, размеры ее были так велики, а корни так глубоко запрятаны, что все точно оцепенели, застыв от ужаса, но никто ничего не понимал.

Шла революция. В октябре 1917 г. большевики взяли власть. Троцкий вернулся в Россию из США на месяц позже, чем прибыл Ленин. Он ставил задачу уничтожения России, ее расчле­нения и образования на ее террито­рии революционной базы для уста­новления мирового господства. Про­грамма развала России разыгрывалась как по нотам. Сначала мобилизация преступников с их штабом – Государственной Думой, которая должна была выдавать революционные вожделения своих членов за подлинный голос на­рода и, дискредитируя царя и мини­стров, парализовать государственную деятельность правительства. Затем штурм правительства и свержение царского трона, образование из глу­пых честолюбцев нового, так называ­емого Временного правительства, и рядом с ним специального конт­рольного аппарата в виде Совета сол­датских и рабочих депутатов с Лейбой Бронштейном-Троцким во главе. Затем еще шаг вперед – победа Брон­штейна, упразднение Думы и Времен­ного правительства, сыгравших свою роль и переставших быть нужными, и в заключение – заранее предопределенный разгон Учредительного собра­ния в Москве, после чего несчастная Россия уже окончательно попадает в руки нового режима на срок, уготован­ный Богом.

К концу 1917 г. все эти програм­мы были уже окончательно выполне­ны, и по всей России царил полный неописуемый террор, посредством которого новая власть закрепляла по­зиции, завоеванные глупостью, изме­ной и предательством вожаков рус­ского народа.

Вся Россия буквально заливалась потоками христианской крови, не было пощады ни женщинам, ни ста­рикам, ни юношам, ни младенцам. Изумлением были охвачены даже идейные творцы революции, не ожи­давшие таких последствий.

 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

6 марта 1918 г. с высадки англо­французских и американских войск на Русском Севере началась оккупация России войсками Антанты.

11 марта большевистское прави­тельство переехало из Петрограда в Москву, где оно установило себе но­вую столицу.

 

5 апреля во Владивостоке Япония высаживает военный десант и окку­пирует город. Спустя насколько ча­сов такую же акцию совершают Ве­ликобритания, США, Франция, Канада, Италия. Действия их были согласо­ваны заранее. Японские войска на­чинают продвигаться вдоль Трансси­бирской магистрали к озеру Байкал.

16 мая войсковым атаманом Дона был избран генерал Краснов.

25 мая. Начало общего восстания чехословацкого корпуса. Корпус был создан еще Временным правитель­ством в 1917 г. из пленных и эмигрантов-чехов и словаков для исполь­зования его в войне против Германии. В 1918 г. он стал главной ударной си­лой Антанты внутри России. Корпус был официально включен в состав французской армии и рассматривал­ся в качестве авангарда войск Антан­ты. В мае-июне 1918 г. чехословацкий корпус осуществляет захват ряда крупных городов на востоке России. Мятежный корпус объединил вокруг себя антисоветские силы Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

К осени весь Дальний Восток был захвачен интервентами.

В июне обозначилась линия фрон­тов. Она охватывала центр страны, ос­тававшийся во власти Советов. За этой линией – крупные военные груп­пировки.

Осенью 1918 г. в большевистских верхах царило паническое настрое­ние, которое полностью разделял Ленин. Люди, уже тогда залившие кровью страну, смертельно боялись за свою жизнь, ответственности за все злодеяния. «Положение наше безна­дежно, и наши дни сочтены», – гово­рил К. Радек. «Нас перережут, – за­являл Мануильский, – но перед ухо­дом мы здорово хлопнем дверью, и буржуям не поздоровится».

И вдруг, в разгар гражданской вой­ны, в 1919 г., мировая финансовая оли­гархия вынесла решение прекратить всякую борьбу против советской вла­сти и все свои силы направить на де­зорганизацию и разложение тылов «белого движения».

В момент наступления Юденича на Петроград англичане отказали ему в поддержке, и Юденич, лишен­ный боевых припасов и предостав­ленный самому себе, потерпел по­ражение. В Одессе французы с пре­восходными силами отступили пе­ред красными бандами, спешно по­кинули город и бросили на произ­вол судьбы Добровольческую армию. Поражение Деникина в значительной степени произошло под влиянием союзников, которые вмешивались во все, связывали руки русскому коман­дованию и не оказывали помощи. Союзники везде  – в Омске, Екатеринодаре, Новороссийске, Крыму – иг­рали доминирующую роль в смысле своего влияния на антибольшевист­ские правительства. Представители союзников в лице союзной миссии графа Мартеля, генерала Жанена, полковника Бьюкеншуца и Пешкова были господами положения. Автори­тет их был непререкаем для довер­чивых русских.

Борьба между красными и белы­ми была, в сущности, борьбой между голубыми и красными демократами-космополитами, но основная полити­ка создавалась в кулуарах мировых финансовых структур. Парадоксально, но рабоче-крестьянскую революцию 1917 года финансировали тот же крупный капитал, что и революцию 1905 года и русско-японскую войну, – это Яков Шифф и братья Варбурги из ве­ликого созвездия пяти банков-членов Федерального Резервного банка, Банк Кхун, Лоеб и Ко, с участием американ­ских и европейских банкиров Гугенхейна, Хенеауэра, Брайтуна, Ашберга. Международные банкиры помогали Троцкому, который ездил на встречу с ними в Стокгольм. Известно, что Яков Шифф финансировал Троцкого и ре­волюционеров, которые отправились вместе с Троцким из Америки в Рос­сию для подготовки революционного переворота. Немецкий банкир Ратенау добился проезда Ленина через враждебную Германию (обманув гене­ральный штаб).

 

ЛЕНИН

Главным союзником Временного правительства по разрушению Рус­ского государства была большевис­тская партия, возглавляемая В. И. Ле­ниным.

Ленин прибыл в Россию из Финляндии 3 апреля 1917 г. Единственно русское в Ленине того времени – оборотная сторона патриотизма – его особая ненависть к Рос­сии, как злейшей из так называемых «импе­риалистических стран». В центре полити­ческих интересов Ленина и вообще боль­шевиков до 1918 г. была, конечно, Германия, духовно импонировавшая в обоих своих полюсах – Марксе и Людендорфе.

Руководство РКП(б) состояло из трех группировок: умеренные во гла­ве с Лениным, экстремисты (Бухарин, Зиновьев, Дзержинский, Крестинский), возлагавшие надежды на тер­рор и мировую революцию, и Троц­кий, занимавший особую позицию. Воспитанный на идеях «чистого» со­циализма Ленин неуклонно проводил политику очищения ВКП(б) и осво­бождения ее из-под опеки мировой финансово-капиталистической оли­гархии, которая зорко следила за его деятельностью. В октябре 1918 г. Дзержинский ездил в Швейцарию, где ему были даны инструкции, чтобы ос­тавить Ленина во главе государства, пока он не начнет выходить из-под контроля. Но уже в том же 1918 г. был разработан план ареста Лени­на. Троцкий не имел популярности среди компартии, но им составлялись тройки, директории, чтобы управлять без Ленина, и только Сталин един­ственный знал тайные коварные умыслы против Ленина.

Троцкий часто ошибался, и лиде­ры партии считали, что за его связи с крупным капиталом он не может быть председателем правительства. Секре­тари Ленина говорили, что после Ленина в партии самым умным человеком был Сталин.

С 7 марта 1923 г. по 21 января 1924 г. как политический деятель Ле­нин не участвовал в жизни страны. Про­фессор О. Форстер, консультирующий лечащих врачей Ленина, утверждал, что вполне здорового Ленина держали в строгом режиме в Горках, как в тюрь­ме. Там же было составлено кляузное завещание, направленное против Ста­лина. Свой режим Ленин воспринимал именно как тюремный. «Если бы я был на свободе», – говорил он Фотиевой 1 февраля 1924 г. Но Ленин был уже не на свободе. В это время статьи в центральные газеты, подписанные именем Ленина (Ульянова), писал Троцкий, которому симпатизировала и жена Ленина – Крупская. Она видела, что два столпа – Троцкий и Сталин – вырисовывались на фоне революции, и очень желала, чтобы после Ленина преемником власти был Троцкий. Во втором письме к Троцкому (29 янва­ря 1924 г.) она писала: «Дорогой Лев Давидович… я желаю вам сил и здо­ровья и крепко обнимаю»…

Димитров, генеральный секретарь Болгарской компартии, прямо указы­вал вместе с Раковским, что истинной причиной покушений на Ленина, как и покушения Каплан, организованно­го с помощью Ротшильдов (а в буду­щем и его смерти), было желание уб­рать Ленина, особенно за предложен­ный им 21 -й пункт, требующий, чтобы все компартии и коммунисты порва­ли с масонством. Ленин уничтожил в России около половины тайных орга­низаций, а Сталин дал клятву над гро­бом Ленина – идти по ленинскому пути – и продолжал чистку партии от троцкистов1.

_____________

1 Тайны смерти Ленина. Жур. «Вопросы исто­рии». 1999, № 1. С.34-64.

____________

ТРОЦКИЙ. КРАСНЫЙ ТЕРРОР

Троцкий Лев Давидович родился в 1879 г. в деревне Яновка Елизаветградского уезда Херсонской губернии в семье колониста-землевладельца. Еврей. Насто­ящая фамилия – Бронштейн.

Участник революции 1905–1907 гг. В 1917–1918 гг. – нарком по иностранным делам. В 1918 – 1924 гг. – нарком по во­енным и морским делам. Председатель Реввоенсовета Республики. В 1927 г. ис­ключен из рядов ВКП(б). В 1929 г., по об­винению в антисоветской деятельности, выслан из СССР. Убит в 1940 в Мексике.2

___________

2 Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС. Справочник. –
М.: Полит, литература, 1990, С.234.

__________

В революции 1905 г. Троцкий, хотя ему тогда было всего 25 лет, вознесся подобно звезде. Ни Мартов, ни Ленин, ни Плеханов, а именно Троцкий стал первой фигурой. Этом во мно­гом способствовало и то обстоятель­ство, что он был женат на Седовой – родственнице банкира Варбурга. Вар­бург и Яков Шифф финансировали революцию в надежде на политичес­кий передел мира. К 1917 году Троц­кий фактически был доверенным ли­цом крупного международного капи­тала с центром в США.

Разрушение Православной Рос­сии рассматривалось большевиками как первый этап строительства некой всемирной республики Советов, как первая ступень установления миро­вого господства над странами и на­родами.

Провозглашение советских рес­публик в Баварии 13 апреля 1919 г., в Венгрии 21 марта, в Словакии 16 июня вселило в большевистских вождей еще большую уверенность в своей правоте. В связи с этими событи­ями Троцкий любил повторять, что «си­стема репрессий сгущается в систе­му террора».

Именно красный террор и насилие стали главными орудиями государ­ственной политики большевиков во главе с Троцким.

Первой жертвой красного терро­ра стала царская семья. Это убийство было совершено 18 июля 1918 г. в Екатеринбурге.

 

 

Военные неудачи на фронтах в 1918 г. и животный страх продикто­вали Троцкому и Свердлову необхо­димость уничтожения казачества.

Секретная директива, подписанная Я. М. Свердловым 24 января 1919 г., гласила: «Последние события на раз­личных фронтах в казачьих районах – наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди ка­зачьих войск – заставляют нас дать указания партийным работникам о ха­рактере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учи­тывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единствен­но правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая поло­винчатость пути недопустимы.

Всего в ходе этой войны в 1918–1920 гг. было убито около 1 млн. ка­заков и членов их семей.3

__________________

3 М. Бернштам. Стороны в гражданской вой­не 1917–1922 гг. М, 1992, С.64

__________________

Наряду с Москвой, Петроградом и казачьими областями неслыханная массовая жестокость большевиков по отношению к русскому народу про­явилась в Киеве, Одессе, Харькове и других малорусских городах.

В Киеве с 25 января по 16 февра­ля 1918 г. большевики побили все мировые рекорды кровавого терро­ра. Среди десятков тысяч убитых было свыше 6 тыс. русских офице­ров и около тысячи офицерских де­тей, воспитанников местного кадет­ского корпуса.

Еще более зверская волна терро­ра захлестнула Киев с февраля по август 1919 г. Это была целенаправ­ленная физическая ликвидация наци­ональной русской интеллигенции. Большевики убили, по разным оцен­кам, от 40 до 100 тыс. человек рус­ских интеллигентов и офицеров.

Князь Н. Д. Жевахов, сам пережив­ший этот кошмар, рассказывает: «Ни­какое перо не в состоянии описать тех ужасов, какие совершались цинич­но и откровенно среди дня, когда каж­дого прохожего, по виду интеллиген­та, хватал и и бросали в подвалы чрез­вычаек, подвергая неслыханным из­девательствам и мучениям, а затем отвозили на загородные кладбища, где живыми закапывали в могилы, вы­рытые предварительно самими же жертвами. Еще ужаснее было то, что творилось под покровом ночи, что об­наружилось лишь позднее, после при­хода деникинских войск. Когда сол­даты явились на Садовую, 5, где по­мещалась одна из киевских чрезвы­чаек, то обнаружили в огромном са­рае усадьбы густую желтую липкую массу, подымавшуюся от пола до вер­ха, свыше чем на аршин, так что они были вынуждены очищать этот сарай, стоя по колено в этой массе. То были человеческие мозги.

Здесь, в этом сарае, несчастные жертвы не расстреливались из ружей и револьверов, как в других местах, а убивались ударами тяжелых моло­тов по голове, причем от этих уда­ров мозг вываливался на асфальто­вый пол сарая. В течение дня и ночи фургоны, с наваленными на них тру­пами и торчащими во все стороны ногами, разъезжали по улицам горо­да, наводя ужас на жителей, из коих каждый считал себя обреченным и только ждал своей очереди. Бежать было некуда и невозможно, ибо го­род был оцеплен кордоном красных войск. В этот разгар царившей в Ки­еве вакханалии погибли от рук па­лачей едва ли не все лучшие люди города, и среди них знаменитые про­фессора Киевского университета П. Армашевский и Ю. Флоринский, при­чем первый, как говорили, был зарыт в могилу живым, подвергшись пред­варительно жесточайшим пыткам и мучениям».

ЧК была привилегированным ор­ганом большевизма. Ядро ее кадров сложилось из профессиональных тер­рористов – боевиков большевистских дружин 1905–1907 гг. Немалая часть сотрудников ЧК являлась не просто профессиональными убийцами (в среднем на каждого сотрудника ЧК за годы гражданской войны приходилось 30–40 убитых и замученных жертв), а настоящими садистами, специально искавшими «работы» в этом учрежде­нии, чтобы удовлетворить свои пато­логические наклонности. Сохрани­лось немало описаний таких чекистов, которые постоянно находились в не­рвном возбуждении и успокаивались только при виде крови. Причем при­нимались они в ЧК не по ошибке, а специально, так как именно они луч­ше всего могли выполнять «работу», которую поручали им большевистс­кие вожди.

В Харькове по изгнании больше­виков в подвалах ЧК обнаружили мно­го «перчаток» – кожу, содранную с рук вместе с ногтями.

Одесские чекисты даже в своей среде прославились изощренной же­стокостью. Для допросов, пыток и каз­ней они использовали два корабля – линейный корабль «Синоп» и крей­сер «Алмаз». Особо зверские мето­ды расправ применяли два старых большевика Вихман и Дейч. Для пыт­ки палачи приспособили корабель­ные печи. Самых непокорных при­крепляли железными цепями к толстым доскам и медленно, постепен­но продвигали их живыми ногами вперед в корабельную печь.

В брошюре «Октябрьская рево­люция» Троцкий глумливо хвастался: «Мы так сильны, что если мы заявим завтра в декрете требование, чтобы все мужское население Петрограда явилось в такой-то день и час на Мар­сово поле, чтобы каждый получил 25 ударов розог, то 75 процентов тот­час бы явилось и стало бы в хвост, и только 25 процентов, более предус­мотрительных, подумали запастись медицинским свидетельством, осво­бождающим их от телесного наказа­ния…»

Другим способом истребления христианского населения в России был искусственно вызываемый мера­ми Советской власти голод, разрос­шийся до размеров небывалого сти­хийного бедствия, погубившего де­сятки миллионов людей.

Результаты освобождения импе­ратором Александром II крестьян от крепостной зависимости были пол­ностью уничтожены. Большевики ус­тановили для крестьянского населе­ния нечто, во много крат худшее, чем крепостное право, что-то граничащее с самым первобытным рабством. Благодаря невиданному насилию и грабежам крестьянское население, обнищавшее и лишенное лошадей, скота и семян, было обречено во многих местах на лютую голодную смерть. Большевистские газеты уже не скрывали, что 10 миллионов крес­тьян обречены на голодную смерть и что во многих местностях обезу­мевшее от лишений население уто­ляет муки голода трупами умерших. Россия – житница Европы при царях – после революции стала страной, вымирающей от голода.

Ссылки большевиков на неурожаи столь же бессовестны, как и все про­чие, исходящие от Советской власти. Голод был вызван умышленно, и это видно из того, что население вымира­ло от голода в наиболее цветущих и плодороднейших губерниях и тем сильнее, чем выше были урожаи.

Москва, сердце России, представ­ляла из себя позорную и жалкую кар­тину. В жизни города наблюдались две стороны, совершенно противопо­ложные одна другой. В то время как одна часть населения роскошество­вала, пьянствовала и развратничала, другая – постепенно вымирала, заня­тая лишь вопросом добывания хлеба насущного, не интересуясь окружаю­щим, живя лишь изо дня в день.

Из Поволжья приходили еле жи­вые, истощенные голодом люди, уми­рая от слабости и разнося по еще не зараженным местам эпидемии тифа. Приведем выдержку из письма нем­ца – поволжского колониста, рисую­щую картину страшного голода: «Мы съели последних своих собак, кошек и крыс. Мы питаемся падалью убитой в прошлом году скотины… В нашей деревне ежедневно умирает пять-шесть человек. Если вы нам не по­можете, мы все перемрем»4.

__________

4 Еженедельник Высшего Монархического Совета, № 3, от 28 августа 1921 г.

__________

 «В Балашове 4500 маленьких де­тей умирает в три недели… У кирги­зов 2 миллиона голодающих. Матери, доведенные голодом до отчаяния, уби­вают своих детей, пожирая их трупы…»

Опозоривший свое имя дружбой с Советской властью Фритьоф Нансен, сведения которого уже никак не мо­гут быть преувеличенными, сообщал в своем докладе, что «голод захватил 19 млн. человек, из которых 15 млн. приговорены к голодной смерти. В Самарской губернии были арестова­ны две женщины, которые убили ста­рых бродяг и съели их мясо. В Пуга­чевском уезде дошли до того, что жа­рили трупы, вырытые с кладбища. В одной деревне мать раздала своим трем дочерям труп своей старшей дочери, умершей от голода. В Минс­ке были случаи, что матери убивали своих собственных детей. В Башкир­ской республике едят конский помет. В Симбирске крестьяне собирают бо­лотные водоросли и едят их, переме­шивая с навозом»5.

___________

5 Там же, № 11, от 23 октября 1921 г.

___________

С июня 1922 г. сведения об ужа­сах голода перестали поступать, ибо советское правительство, ссылаясь на блестящий урожай, оповестило, что голод окончательно ликвидирован. Но голод продолжался и в 1923 г.

Придя к власти, большевики начи­нают активно вести погром русской КУЛЬТУРЫ.

Один из творцов «культуры мало­го народа», художник-футурист К. С. Малевич, назначенный Лениным ох­ранять памятники искусства в России, заявлял: «Церковь должна быть не­медленно закрыта, как частная торгов­ля… Нужно разбить семью, ибо вся­кий родившийся в коммунистическом обществе уже принадлежит обществу и его воспитанию. Таким образом, мы придем к беспредметному миру, очи­щенному от всякой старой формы, и выйдем к супрематии новой формы предметного мира… Да здравствуют красные вожди современной жизни и красное творчество искусства но­вого» (Красные конкистадоры, С.29).

По-видимому, в целях «очищения от всякой старой формы» была раз­вернута кампания по разложению половой морали народа. В это время основательно пошатнулся институт брака. Женщины-активистки совер­шенно по-новому стали смотреть на семью.

Идеологи социализма сулили сво­им сторонникам массу «радостей сво­бодной любви» и «полнокровное удовлетворение половых потребнос­тей революционного класса».

Примером половой эмансипации служили такие большевистские вож­ди, как Троцкий, Бухарин, Э. Саянс­кий, Антонов-Овсеенко, Коллонтай и многие другие, чья интимная жизнь напоминала сплошную «собачью свадьбу». Естественно, не отставали от них многие представители сред­него и низшего звена большевистс­кого актива, особенно чекисты всех уровней. По данным, приводимым С. П. Мельгуновым, многие рядовые ис­полнители красного террора имели по 4–5любовниц, а изнасилования и надругательства над беззащитными женщинами стали в террористичес­ких учреждениях большевиков обыч­ным явлением. Особая комиссия по расследованию злодеяний больше­виков, созданная Деникиным, опуб­ликовала материалы о «социализа­ции» женщин в городе Екатеринодаре уже в марте 1918 г.

В этом городе большевики изда­ли декрет, напечатанный в «Извес­тиях Совета» и расклеенный на стол­бах, согласно которому женщины в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации». Выдавались специ­альные мандаты. Например, мандат на имя Карасева, коменданта дворца, в котором проживал Бронштейн, предоставлял его владельцу право на «социализацию» 10 девиц.

 

Образец мандата:

Предъявителю сего, товарищу Ка­расеву, предоставляется право соци­ализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16-ти до 20-ти лет, на кого укажет товарищ Карасев.

Главком Иващев.

 

Однако главнейшей, конечной це­лью большевистской культурной про­граммы являлось полное уничтожение религии. Троцкий, например, вызвал такую ненависть религиозных иудеев, что они предали его анафеме в си­нагогах.

Преследование Русской Церкви, начатое Временным правительством, с приходом к власти большевиков переросло в вакханалию зверских убийств епископов и священников.

Удивительно, что эти тяжелые ре­волюционные времена начались ве­личайшей милостью Божией. 5 нояб­ря 1917 г. в Храме Христа Спасителя состоялись выборы митрополита Мос­ковского Тихона в Патриархи всея Руси (170 человек были за, 106 – про­тив, 16 воздержались). Это событие объединило и сохранило Церковь в самую тяжелую годину искушений.

В январе 1918 г. был принят дек­рет Совнаркома «Об отделении Цер­кви от государства». За осуществле­ние декрета, засучив рукава, принялись сотрудники 5-го отдела Наркомюста, среди которых не было ни одного православного, а лишь троцкисты. Не об отделении Церкви от государства пеклись подвижники этого отдела, который по справедливости назвали ликвидационным. Они действитель­но ликвидировали все и вся, что свя­зано было с Православной верой: мо­настыри, храмы, памятники, священ­нослужителей. Трудно сказать, сколь­ко всего было расстреляно, зарубле­но саблями, замучено в тюрьмах про­тоиереев, митрополитов, священни­ков. Только с 1918 по 1922 гг. и толь­ко по суду было расстреляно 2 691 церковнослужителей, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц. А сколько без суда и следствия?! По меньшей мере, 15 тыс. духовных лиц.

Первым в 1918 г. был убит Мака­рий, епископ Орловский. Затем мит­рополит Киевский Владимир претер­пел мученическую кончину.

4 июня в Перми был замучен ар­хиепископ Андроник. Ему отрезали щеки, выкололи глаза, долго водили по улицам города и, наконец, закопа­ли живым в землю. А его викария епископа Соликамского Феофана уто­пили в реке Каме.

Церковь св. Пимена в Пименовс­ком переулке в Москве реквизиро­вана большевиками и превращена в «комсомольский храм».

В тифлисском «Коммунисте» на­печатан список 103 церквей, отобран­ных у верующих в Гоузии и передан­ных комсомолу под клубы.

В Одессе большевики собрали в помещении депо Одесса-Главная церковную утварь, облачения, хоруг­ви и образа из железнодорожных церквей и, облив их мазутом и керо­сином, сожгли. Во время этого «тор­жества» иступленные коммунисты кричали: «Долой богов и религиоз­ную тьму!»

Троцкий старался искать себе со­ратников и среди духовных лиц. Он приказал Евгению Александровичу Тучкову, одному из руководителей ОГПУ, ведавшему церковными дела­ми, чтобы тот среди духовенства выя­вил склонных к новой власти. Нашлись такие приверженцы среди митропо­литов, епископов и священников, не имевших истинной веры во Христа. В Церкви произошел раскол, появились так называемые обновленцы. Тучков очень умело проводил обновленчес­кую политику в отношении Церкви. Фальсификация фактов, опорочивание, клевета стали основными орудиями этого политика.

 

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом и лишь и кровью!..»

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим, что прочней…

Ф. Тютчев (1870)

 

В 1922 г. гонение усиливается и приобретает новые формы. Под предлогом поиска средств, будто бы на помощь голодающему населению, пос­ледовал декрет об изъятии из всех церквей и монастырей драгоценных украшений и ценностей. В результа­те началась целая волна новых реп­рессий. За протесты против насиль­ственного изъятия богослужебных предметов с апреля 1922 г. по июнь 1923 г. Патриарх оказался в заключе­нии. Немедленно Тучков и лидеры «Живой Церкви», так официально на­зывалось обновленчество, Красницкий и Введенский начинают подготовку II Поместного собора. На этом обновлен­ческом соборе постановили закрыть монастыри и перейти на григорианс­кий стиль. Введенский призывал к суду над Патриархом за контрреволю­цию и к его смертной казни.

Насельник Троицко-Сергиевой лавры Гавриил, в прошлом келейник местоблюстителя патриаршего пре­стола митрополита Петра (Полянско­го), хорошо помнил, как тот же Туч­ков замышлял поставить на патриар­ший престол РПЦ атеиста-богоборца из числа развращенных епископов. В результате он составил большой спи­сок таких отступников и предложил его митрополиту Петру с тем, чтобы из­брать Патриарха. Петр, со своей сто­роны, представил Тучкову другой спи­сок для созыва собора – архиереев глубоко православных. В результате между митрополитом Петром и Туч­ковым произошло столкновение. Туч­кову не удалось выбрать своего боль­шевистского патриарха, а митрополи­та Петра и православных архиереев от­правили в ссылку.

Но и обновленцы никому не были нужны. В 1923 г. газета «Новое Вре­мя» (№659) в статье «Совещание о «Живой церкви» писала: «В Москве состоялось важное заседание комму­нистов, на котором было заявлено, что создание «Живой церкви» – это лишь тактический прием для внесения рас­кола и разлада, а также для инсцени­ровки «разжалования Патриарха Ти­хона».

И тем не менее, несмотря ни на какие кровавые расправы с право­славными людьми, церковные служ­бы собирали огромное количество народа. Даже в будни православные храмы были переполнены молящими­ся. Русские люди горячо молились о судьбе Родины, каялись в своих гре­хах, по которым на Отечество обру­шились страшные испытания. Как зна­ки принятия Господом покаяния и ми­лости Божией воспринимались веру­ющими многочисленные знамения тех лет: то обновление древних икон в храмах, сопровождаемое рядом чу­десных, мгновенных исцелений страж­дущих, то обновление куполов на гла­зах сатанистов, не имевших возмож­ности отрицать чуда, то исцеление сле­пых6, то целый ряд чудес, явленных среди красноармейцев и обративших на себя внимание, дававших повод говорить о нарастании религиозного чувства и пробуждения веры даже у большевиков.

__________

6 «Новое время». 27 июля 1927 г., №1868

 __________

 СТАЛИН

В 1923 г. в России складывается новая расстановка политических сил. Возникают два центра влияния: с од­ной стороны – троцкизм, с другой сто­роны – сталинизм.

Егоров, Ворошилов, Буденный 6 декабря 1919 г. создали Первую Кон­ную армию – опору республики, где не было сторонников Троцкого. Это была опора Сталина. Буденный нена­видел Тухачевского, друга Троцкого.

В апреле 1922 г. Сталина избра­ли Генеральным секретарем ЦК РКП(б). В партийном аппарате он шел вровень с Троцким, несколько даже оттесняя его. Хотя Троцкий в армии ставил своих друзей, изгоняя своих противников, но не добился своей цели. Сталин имел большую реаль­ную вооруженную силу, послушную ему, какой не имел никто. Эта битва за власть проходила в период болез­ни и смерти Ленина.

Ленин умер. Троцкий стал боять­ся сильного государства с крепким славянским ядром. 26 января 1924 г. Сталин на траурном заседании Все­союзного съезда Советов произнес клятву хранить заветы Ленина.

Троцкий считал себя гением. Этот садист и кровавый палач, лично от­ветственный за убийства многих ты­сяч русских людей, не сомневался, что после смерти Ленина станет его на­следником. Жестокая личность Троц­кого вызывала страх даже у единопле­менников.7

__________

7 О. Соловьев. Масонство в мировой политике ХХ в., М., 1998, С.891

__________

Во время болезни Ленина у Троц­кого в руках были все нити власти. По просьбе Крупской было составле­но письмо Ленина против Сталина. Знаменитое завещание вождя состав­лено было для того, чтобы удалить с горизонта Сталина и передать всю полноту власти Троцкому.

Но звезда Ротшильдов не восси­яла над Россией. Письмо против Ста­лина было прочитано на съезде. Ста­лина оставили на посту генсека бла­годаря Ворошилову и Конной армии Буденного, которая стояла под Моск­вой. В начале 1925 г. Сталин с вер­ными ему полководцами отстранил Троцкого от армии. В ноябре 1925 г. скончался нарком по военным де­лам М. В. Фрунзе. Ворошилов, как друг Сталина, занял самый высокий военный пост в стране.

В ноябре 1924 г. Сталин говорил в статье «Троцкизм или ленинизм»: «…Задача партии в том, чтобы похо­ронить троцкизм как идейное уче­ние». Сталин в противовес Троцкому хотел видеть Россию могучей, высо­коразвитой, независимой. Троцкий же поддерживал связь с руководителя­ми мирового империализма, целью которого было расчленение и унич­тожение Российской Империи.

В 1930–1933 гг. в СССР наступил голод, который унес 6 млн. челове­ческих жизней. Страна была в смяте­нии: кто виновник? В 1934 г. прохо­дил XVII съезд партии, на котором Ста­лин с великим трудом избежал по­ражения, и тогда он решил заменить руководителей своими, верными ему, людьми. Разгром троцкизма был не­обходим, эту чистку партии намечал еще Ленин. Но борьбу с троцкизмом в основном вел Сталин. Стояла зада­ча сохранить страну Советов. Правый оппортунизм возглавил Бухарин, ко­торый впоследствии был расстрелян. В 1934 г. коммунистом Николаевым был убит Киров, который был вторым в государстве лицом после Сталина. Убийство Кирова стало началом чист­ки, решение о которой было принято на заседании политбюро 13 мая 1935 г. Борьба велась не с евреями, а с троцкистами.

В 1940 г. на заседании политбюро в Москве было принято решение каз­нить Троцкого как врага. Казнь совер­шил мексиканский коммунист Рамон Меркадер. 20 августа 1940 г. альпенш­током (альпинистским молотком) он убил вождя пролетарской революции, организатора IV Интернационала. За это коммунист отбыл 20 лет тюремно­го заключения и получил звание Ге­роя Советского Союза. Его могила в настоящее время находится на Кунцев­ском кладбище, на памятнике имеется надпись: «Герой Советского Союза Лопес Рамон Иванович. 1913–1978 гг.»

«Авторитет» Троцкого перешел к Лазарю Моисеевичу Кагановичу, но Сталин перехитрил всех, на что ука­зывал и Черчилль: «Из всех дипло­матов Сталин оказался самым гени­альным».

Понимание глубинных государ­ственных процессов, проходивших в России в 20–40-е гг., невозможно без правильной оценки личности Сталина, усилиями которого, по сути дела, была осуществлена национальная револю­ция, в значительной степени (но дале­ко не полностью) возродившая былое значение русского народа. Он сумел коммунизм из орудия разрушения России превратить в инструмент рус­ской национальной политики, укрепле­ния и развития Русского государства.

Можно предположить, что фунда­мент русской государственной идео­логии, проявившийся у Сталина в 30–40-е годы, был заложен у него во время обучения в духовном училище Православной семинарии.

Еще в первой половине 20-х гг. Сталин мало чем отличался от дру­гих большевистских руководителей, разве что вел незаметный и более скромный образ жизни. Однако уже после смерти Ленина усилившаяся борьба за власть в стране сначала вынудила его блокироваться с Каме­невым и Зиновьевым против Троцко­го, затем – с Бухариным и Рыковым против Каменева и Зиновьева, а по­зднее прийти к выводу, что един­ственным путем укрепления его лич­ной власти является путь укрепления государства на национальных началах (в том смысле, как это понимал Ста­лин, – государственный патриотизм, национальная гордость великороссов, использование положительных исто­рических примеров).

Сталин вел себя очень мудро в 1926 г. октябрьский пленум вывел Троцкого из числа членов, а Камене­ва из кандидатов в члены Политбю­ро. Радек даже шутил по этому пово­ду и сравнивал Сталина с пророком Моисеем: Моисей великими чудеса­ми вывел евреев из Египта, а Сталин хитростью и мудростью вывел вождей-троцкистов из Политбюро.

Партийный и государственный ап­парат был очищен от чужеродных эле­ментов в период перехода от анти­русской троцкистской идеологии – к патриотической. Он подчиняет рево­люцию государству, а не государство революции.

Сталин запретил в России абор­ты под угрозой уголовного пресле­дования – нам нужны воины; семья объявлялась ячейкой общества, зап­рещалось мужеложство, проституция; он возвратил почитание воскресенья как выходного дня, а до этого нера­бочими считались 6, 12, 18, 24-й дни месяца.

В 1931 г. Сталин взял курс на пе­ремену идеологического курса и на переход к индустриализации, подра­жая царю Петру, который строил за­воды, фабрики, мануфактуры, верфи, пристани для укрепления оборонос­пособности страны. В стране началась борьба с космополитизмом и прекло­нением перед Западом. В 1932 г. были ликвидированы РАПП и РАПХ и вместо них созданы союзы художни­ков, музыкантов и т. д.

Еще в 1927 г. Сталин охарактери­зовал Англию как страну, которая ве­дет войны чужими руками и ищет ду­раков, чтобы таскать для нее капиталы из огня. И в войну 1941–1945 гг. решительно обуздывает Англию, особенно по польскому вопросу.

Россию Сталин любил по-своему. И она его приняла как царя в тяжелей­ший период своей истории и поддер­жала большевизм. К власти пришла но­вая прослойка русских людей кресть­янского происхождения, что явилось противовесом интернациональным, космополитическим экспериментам, до того проводившимся в стране.

Чистка 1936–1938 гг. – последний этап гражданской войны в России.

Сталин говорил, что чиновники троцкистского уклада губят все бла­гое на корню, кругом по их вине воз­никают беспорядки хаос. Этим чинов­никам была объявлена война до пол­ного истребления.

В марте 1939 г. проходил XVIII съезд ВКП(б); из 71 члена ЦК к тому

вмени осталось в живых 25, из 68 кандидатов в члены ЦК – лишь 8. Социализм в СССР обретал черты национал-социализма без космопо­литизма.

Разгром оппортунистов в 1926, 1927 и в 1936–1938 гг. подготовил разгром врага под Москвой и под Ста­линградом в 1941–1943 гг.

В 1936 г. в официальных государ­ственных документах декларирова­лось, что социализм в СССР в основ­ном построен. Одновременно объяв­лялось о возможном уничтожении ми­рового капитализма к концу 30-х – началу 40-х гг. Однако именно 1936 г. можно считать началом самой ре­шительной борьбы Сталина с боль­шевизмом. Продуманными и безжа­лостными действиями Сталин вогнал осиновый кол в могилу кровожадно­го Интернационала и вместе с тем за­ложил основы нового национального государства.

Сталин, по-видимому, одним из первых понял, насколько важно осво­бодить государство в условиях, тре­бующих созидания, от балласта быв­шего большевистского революцион­ного актива, неспособного на нор­мальную творческую работу. Необхо­димо было избавиться от бывших лю­дей, привыкших убивать и насиловать, представлявших из себя, по образной характеристике И. Солоневича, тип с «мозгами барана, челюстями волка и моральными чувствами протоплаз­мы… тип человека, участвующего ше­стнадцатым в коллективном изнаси­ловании», характерными представите­лями которого, например, были такие организаторы и участники убийства царской семьи, как Ш. Голощекин, Л. Белобородов, Я. Юровский, П. Ерма­ков. Само дальнейшее существование государства невозможно, пока по Рус­ской земле ходили сотни тысяч отъяв­ленных злодеев, способных на любое преступление против народа. В 1934 г. члены партии лишаются права но­сить с собой личное оружие, бывшее ранее их особой привилегией, отли­чавшей от всех прочих граждан СССР.

Постепенно меняется и характер большевистского террора. Если в 20-е – начале 30-х гг. он имел пре­имущественно антирусскую направ­ленность, то с середины 30-х – пре­вращается, прежде всего, в наступле­ние против антигосударственных, кос­мополитических и подрывных элемен­тов общества – профессиональных ре­волюционеров, большевиков, агентов немецкой разведки. Актом историчес­кого возмездия стал сам факт, что быв­шие организаторы зловещего меха­низма подавления и террора стали жертвой рожденного им детища.

Сталин проявил величайшие спо­собности, ни с кем не сравнимые. Он возрождает национал-коммунизм в противовес коммунистам-интернационалистам. Интернационал Сталин ставит на службу государству и лик­видирует троцкистов. Этим он пре­пятствует всемирным банкирам в осу­ществлении их планов.

Серьезным шагом в новой внут­ренней политике Сталина стало из­менение его позиции в отношении верующих.

М. В. Шкаровский в книге «Рус­ская Православная Церковь при Ста­лине и Хрущеве» (М., 1999) пишет, что Совнарком Православную Церковь, возглавляемую патриархом Сергием, считал «носительницей национальных традиций» (с. 192) и патриотических позиций, а обновленческую церковь считал целесообразным при распаде присоединить к Патриаршей Церкви. К обновленцам относились как к «рас­кольникам» и «узурпаторам». Средняя Азия, Кубань, Северный Кавказ отошли от обновленчества. В феврале 1944 г. все обновленческие приходы пе­решли в Патриаршую Церковь. Мно­го помогала гражданская власть.

Государство теперь помогало лик­видировать обновленчество и григорианство (с. 195).

4 сентября 1943 г. на даче Ста­лина было совещание Маленкова, Бе­рии, митрополита Сергия. На ночном официальном приеме в Кремле Ста­линым и Молотовым (и Микояном) митрополитами Сергием, Алексием, Николаем были решены вопросы об открытии храмов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изда­ний, выборе Патриарха.

 ПАТРИАРХ СЕРГИЙ

Понять личность Патриарха Сергия (Страгородского) поможет цитата из известного послания Патриаршего Синода от 16/29 июля 1927 г.: «Од­ной из забот почившего Святейшего отца нашего Патриарха Тихона перед его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в пра­вильные отношения к советскому правительству, и тем дать Церкви воз­можность вполне законного и мирно­го существования. Умирая, Святейший говорил:  «Нужно бы пожить еще го­дика три». И, конечно, если бы нео­жиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца…

…Ныне жребий быть временным заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостой­ного митрополита Сергия. А вместе со жребием пал на меня и долг продол­жать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению на­ших дел».

С самого начала своего святитель­ского служения Сергий, по-видимому, достаточно ясно осознавал при­ближение катастрофы и причины, к ней приводящие. Позднее, в том же послании он писал: «Утверждение со­ветской власти многим представля­лось каким-то недоразумением, слу­чайным и потому недолговечным. За­бывали люди, что случайностей для христианина нет, и что в совершаю­щемся у нас, как везде и всегда, дей­ствует также десница Божия, неуклон­но ведущая каждый народ к предназ­наченной ему цели». В течение по­чти полувека он постоянно искал пути решения основной задачи: найти форму (способ) существования РПЦ в новых условиях. Этой цели он под­чинил всю свою жизнь и временами, казалось, совершенно не боялся быть непонятым не только современника­ми, но и потомками.

1901 год. Епископ Сергий – рек­тор Петербургской Духовной Акаде­мии. Пытаясь вернуть столичную ин­теллигенцию в лоно Церкви, предсе­дательствует на организованных им религиозно-философских собраниях.

1917 год. Февральская револю­ция. Временное правительство назна­чает Львова оберпрокурором. Львов распускает старый Синод, однако из состава прежнего Синода, в новом ос­тается один Сергий (Страгородский).

6 мая 1922 года. Патриарх Тихон заключен под домашний арест; ему грозило обвинение в сопротивлении актам изъятия церковных ценностей, предпринятым властями будто бы для спасения голодающих. Для обновлен­цев это был долгожданный сигнал к выступлению. Через неделю после ареста Тихона, из Петрограда в Моск­ву, в патриаршее подворье прибыла целая церковная депутация во главе с Введенским, Красницким, и Кали­новским. Напирая на то, что арест и изоляция Патриарха могут продлить­ся долго и все это время он, есте­ственно, не сможет руководить Цер­ковью, они добились от него разре­шения временно вести патриаршую канцелярию. Заправилы «церковной оппозиции» объявили себя Высшим Церковным Управлением (ВЦУ).

16 июня 1922г. последовало заяв­ление в печати трех иерархов (“ме­морандум трех”) – Сергия (тогда мит­рополита Владимирского) и архиепис­копов Евдокима Нижегородского и Серафима Костромского, в котором ВЦУ признавалось «единственной ка­нонически законной церковной влас­тью». Митрополит Сергий и архиепис­коп Серафим пошли на этот шаг, по­просту не видя другого выхода после ареста Патриарха и в предположении, как тогда считали, неминуемого его расстрела. Согласно одному источни­ку, авторы этого документа сами при­знавались, что действовали в надеж­де возглавить ВЦУ и повернуть его в каноническое русло, «спасти положе­ние Церкви, предупредить анархию в ней». Но уже 25 августа Сергий пись­менно выражает свое несогласие с курсом ВЦУ и требует от него неза­висимости для своей епархиальной деятельности, а 23 октября и вовсе заявляет о своем выходе из ВЦУ. Кста­ти сказать, именно это, возможно, и по­служило причиной его ареста: в момент первого обновленческого «Со­бора» – апрель 1923 г. – Сергий уже вторично находится в тюрьме8.

____________

8 Поспеловский, РПЦ в XX веке, стр70.

_____________

Однако первой и наиболее насущ­ной задачей Сергия была легализа­ция Церкви. Согласно законодатель­ству 1918 г., все иерархические цер­ковные организации считались неле­гальными. С официальной точки зре­ния легальны были только группы из двадцати мирян, снимавшие у влас­тей церковные помещения. По поста­новлению от 12 июня 1922 г. Цер­ковь как иерархическая структура не имела в Советском Союзе статуса юридического лица. Это давало пра­во НКВД высылать на три года без суда «лиц, присутствие которых в дан­ном районе может считаться опасным с точки зрения защиты революцион­ного порядка», что позволяло избав­ляться от неугодного духовенства, в особенности от правящих епископов.

Незадолго перед своей гибелью патриарх Тихон обратился в НКВД с ходатайством о легализации своего Синода. Ответ был получен уже за­местившим его митрополитом Пет­ром. НКВД соглашалось на легали­зацию на жестких условиях запреще­ния неугодных ему епископов, осуж­дения епископов-эмигрантов и зна­чительного подчинения государству.

К концу 1925 года митрополит Петр находился в заключении, и за­меститель местоблюстителя Сергий, видя невозможность управления Цер­ковью в условиях непризнания ее со­ветской властью и террора, в июне 1926 г. снова подал ходатайство о легализации.

Осенью того же года за перепис­ку с карловацкими епископами и за благословение попытки избрания Патриарха путем тайного письменно­го голосования епископов он и все участники голосования были аресто­ваны. Сто шестнадцать из ста шес­тидесяти архиереев оказались в тюрь­ме под угрозой расстрела. Началась новая волна террора. Священников сажали просто за принадлежность к сергианству. В апреле 1927 г. мит­рополит вдруг оказывается на сво­боде, а 20 июля выходит в свет его Декларация лояльности, вызвавшая такое смущение в церковных кругах, но определившая курс Русской Церкви на весь XX век.

Однако столь неожиданное для внешних заявление Синода не было случайностью. Сбылись пророческие слова священномученика Патриарха Тихона, сказанные им незадолго до кончины: «Нужно бы пожить еще го­дика три». Именно через три года из­менилась расстановка политических сил в стране. В 1926 г. Троцкого и Каменева исключили из состава По­литбюро, а в 1927 г. после ссылки Троцкого и путча 7 ноября последо­вала первая основательная чистка троцкистских элементов в верхах. Сталинизм и троцкизм сцепились в смертельной схватке. Вот в этот-то момент и последовал решительный выбор митрополита Сергия, до сих пор непонятого большинством.

За сложными политическими хит­росплетениями XX в. он разглядел все ту же древнюю проблему Pycской Церкви: выбирать между татарским игом тела и духовным рабством За­паду. И, как некогда св. Александр Не­вский, между национал-коммунизмом Сталина и либеральным разруши­тельным космополитизмом бухариных, Рыковых и Троцких выбрал первое.

8 сентября 1943 г. 19 епископов избрали Сергия Патриархом Москов­ским и всея Руси. Патриархии пере­дали здание бывшего германского посольства. В сентябре 1943 г. вы­шел первый номер «Журнала Москов­ской Патриархии». В 1944 г. в Моск­ве открылись Богословский институт и пастырские курсы. Архиепископ Григорий (Чуков) разработал программу Богословских школ на высоком духов­ном уровне. На 1 июня 1945 г. дей­ствующих храмов Московской Патри­архии было 10243 и 104 монастыря, где проживало 4632 насельника. Было открыто до 22000 церквей.

Возвращение к вере, возрождение церковной жизни в России началось в тяжелейшие годы Великой Отече­ственной войны, которая началась 22 июня 1941 г.

Церковь благословила Отече­ственную войну русского народа, бла­гословение это было утверждено на Небе.

* * *

Было стратегическое поражение противника в районе Сталинграда, разгром фашистских войск на Курс­кой дуге, сражение за Украину и ос­вобождение Белоруссии и Украины. Берлинская битва и безоговорочная капитуляция фашистской Германии. И заключительный этап большой и долгой войны завершился на Дальнем Востоке, на Японском и Охотс­ком морях. 6 и 9 августа 1945 г. аме­риканцы сбросили на Нагасаки и Хи­росиму атомные бомбы. 19 августа 1945 г. – капитуляция Японии. Сда­лось 148 генералов и 594 тысячи офицеров и солдат. К России были присоединены Южный Сахалин и Ку­рильские острова.

Так окончилась долгая с 1914 по 1945 гг. война.

Народ увидел Промысел Божий и силу Евангелия. Меч взявший, от меча и погибнет. За все дастся ответ. Прошли великие времена, не стало великой Германии и со­крушена сила фашизма. Жертвы были велики: русские потеряли пятую часть народа, иудеи третью часть (6 млн.).

После победы Сталин часто поднимал тосты во славу русского народа, и тогда впервые про­звучали имена великих предков, благочестивых христиан Кутузова, Суворова, Димитрия Донского, Александра Невского. И некоторые со стороны видели, что идет мед­ленное грандиозное и тяжелое ис­правление, перестройка, как бы отрезвление от пьяного угара.

Бедствия посылаются для наше­го исправления и спасения. Какая милость Божия быть наказанными во временной земной жизни! Она приводит к вере, к покаянию, к Не­бесному Царствию. Кто был пер­вый житель рая? Разбойник, кото­рый попросил малое: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Цар­ствие Твое». А так как он признал в распятом Господа, то Господь дал ему большее Царствие Не­бесное. Так и в скорбях Господь смирил дух многих сынов земли, через болезни и голод телесный. И одному Богу ведомо, кого Он ввел в небесные обители…

 

МОСТ

(Из рассказов духовных чад отца Арсения)

Пришел я к Богу на войне, при взрыве моста на горной реч­ке. Рассказывать о своем дет­стве не буду, скажу только, что в семье в Бога никто не верил. Только тогда, когда я уезжал летом на каникулы тетя Нюра, сестра отца учила меня молиться читала Евангелькие истории по какой-то растрепанной книжке было ин­тересно, но как-то проходило стороной. Она заста­вила меня выучить не­сколько молитв: «Отче наш», «Взбранной Воеводе победительная» и какие-то еще, но мне запомни­лись только эти и еще «Господи, Иисусе Хри­сте Боже наш, не остави нас, грешных, Сво­ей помощью».

Дома сердились на тетю Нюру и даже вы­говаривали ей, но она сестру и меня все же крестила и была моей крестной матерью, а когда я бывал у нее, во­дила меня к священни­ку, о. Павлу, доброму и хорошему человеку. Мама и папа не знали, что мы были крещены.

В 1940 году взяли в армию, послали в танковое училище, кончить не успел – началась война. Направили в действующую армию, часть разбили; отступали, переформировывались, стал пехотинцем, артиллеристом и даже, на короткое время, связистом.

Отступали от Ростова, добрались до Кавказа, сперва бои шли в предго­рьях; вошли в горы, часть нашу разбили, осталось человек 20 под командо­ванием капитана, и стали мы самостийными партизанами; но вскоре с ме­стным партизанским отрядом соединились и стали сильно досаждать нем­цам на железных дорогах и шоссе. В боях участвовал многих, Бог хранил, и даже ни разу не был ранен, но о Боге не вспоминал. Но написать должен об одном особенном событии.

На железной дороге, находившейся от отряда в 10–12 километрах, был мост над бурной горной речкой, который немцы тщательно охраняли. По обеим сторонам моста были построены небольшие казармы, где жила ох­рана. Днем и ночью по мосту ходили солдаты, а ночами опоры моста осве­щались прожекторами. Каждый проходящий состав тщательно обыскивали и гражданских лиц не возили.

Для командования этот мост было особенно важно уничтожить, так как он был частью основной транспортной магистрали, по которой снабжались немецкие войска.

Был получен приказ: во что бы то ни стало взорвать мост. Попробовал наш отряд подойти к мосту со сторо­ны правого берега, потом левого, но, понеся большие потери, мы ничего сделать не смогли.

Вероятно, приходил приказ за при­казом из Москвы, но мост взорвать не удавалось. Тогда было принято реше­ние взорвать опоры моста, подойдя к ним по реке. Создали несколько штурмовых групп, провели десятки учений, но четыре штурмовые груп­пы, даже не дойдя до опор, погибли в воде.

Река была бурная, вода стреми­тельно неслась вперед, ворочая кам­ни, ударяясь о скальные завалы. При этом температура воды была, вероят­но, 3–4 градуса.

Пятой штурмовой группой была моя, я был старшим. Командование понимало, что подорвать опоры, по­дойдя по реке, невозможно, но нас все равно послали.

В группе нас было пятеро: Сомов, русоволосый колхозник из-под Кост­ромы; грузин Сванидзе, красивый, подвижный и добродушный; эстонец Карл, носивший почему-то русскую фамилию Хохлов, всегда угрюмый, молчаливый, но добрый и отзывчивый на чужую беду; Стогов, учитель из Ков­рова, и я, москвич. Не удивляйтесь обилию подробностей – взрыв моста стал поворотным моментом в моей жизни.

Подойти к мосту по берегу можно было не ближе чем на 100–120 мет­ров, дальше уже располагались ДОТы и все было оцеплено колючей про­волокой. Вышло нас с базы десять человек – бойцы несли наше снаря­жение: взрывчатку, бикфордов шнур, взрыватели, упакованные в непромо­каемые мешки; наша группа шла на­легке. Шли горными тропами. Дул пронизывающий ледяной ветер. Река ревела, шумели бьющиеся друг о дру­га камни, и даже в эту темную ночь были видны отблески водяных греб­ней и волн. Глубина реки, поданным разведки, не превышала полутора­двух метров, но весь путь надо было пройти в стремительно текущей воде, сбивающей с ног, ворочающей кам­ни, образующей бесчисленные водо­вороты и при этом нестерпимо хо­лодной.

Дошли до места, бойцы сложили наши вещи, и мы стали раздеваться, снимая теплую одежду; остались в черных майках, штанах и легких бо­тинках, подвязав их проволокой к но­гам. Прикрепили непромокаемые мешки и начали входить в реку.

Первым входил Сомов, молча по­клонился на четыре стороны и бро­сился в реку; вторым – эстонец Хох­лов, деловито осмотрелся, словно раз­думывая о чем-то, постоял две-три секунды и медленно сошел в воду, сказав: «Прощайте, товарищи!» Стогов, проходя мимо меня, выругался длин­но и вычурно, и сказал: «Пошли, ко­мандир, смерть это, верняк!»

Четвертым был Сванидзе, он по­дошел к воде, трижды перекрестился й что-то сказал по-грузински.

Замыкающим вошел я – вода мгно­венно обожгла тело. Провалившись в яму почти по горло, был вытолкнут течением и ударился о камни. Холод сжал тело, парализовал руки, ноги, дыхание словно остановилось. Плыть или сопротивляться течению было не­возможно – оно швыряло, било, бро­сало на камни.

И вдруг молитвы, выученные ког­да-то с тетей Нюшей, мгновенно воз­никли в памяти. Я знал, да все мы знали, что 120 метров с мешками взрывчатки нам до средней опоры не пройти, мы обязательно погибнем, как погибли шедшие до нас группы. И, понимая это, я стал молиться Матери Божией: «Взбранной Воеводе побе­дительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая дер­жаву непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти, Радуйся, Невесто Неневестная!» И: «Господи, Иису­се Христе, не остави нас, грешных». Борясь с течением, я все делал авто­матически, повторяя беспрерывно мо­литвы; и в остальной своей жизни не одну тысячу раз повторял и повторяю эти молитвы.

Мы не плыли, нас несла вода, била о камни, холод сковывал тело, но, ког­да я стал молиться, страх и беспомощ­ность отошли от меня. Молился я не о спасении наших жизней – мы зна­ли, что не дойдем до опор моста и погибнем – я, маловерующий (тогда) человек, молился, чтобы Господь при­нял наши души. Течение несло впе­ред, мы взбирались на скользкие об­ломки скал, тащили взрывчатку, про­валивались в ямы.

Впереди меня шел Сванидзе, мы помогали, как могли, друг другу. Были пройдены первые несколько десят­ков метров, и вдруг около меня по­явился Сомов, шедший первым. Ка­жется, он крикнул: «Прощайте!» – и ушел под воду. Было приказано дви­гаться только вперед и не спасать по­гибающего, но мы все же попытались, но это было напрасно. Прошли еще десятка два метров, и Карл Хохлов сказал: «Все, командир! Возьми взрывчатку, свело ноги, тону!»

Нас осталось трое – Стогов, Сва­нидзе и я. Что мы делали, когда тече­ние бросало нас на камни и било о них – не помню, я только молился; холод и боль во всем теле словно покрывались молитвой к Божией Ма­тери.

Мы трое еще были живы и нахо­дились уже в 10–12 метрах от цент­ральной опоры моста.

Избитые о камни, окоченевшие, потерявшие от боли и холода все силы, взобрались на скалы, выступав­шие из воды, но от ледяного ветра сползли в воду.

Казалось, опора была рядом, но немцы, опасаясь взрыва моста, по воде натянули на тросах сетку; деревья, принесенные рекой, создали настоя­щий завал, который необходимо было преодолеть. Не буду рассказывать, как мы это сделали, но подобрались к на­тянутой сетке – надо было нырять под нее. Беспрерывно молился Пресвя­той Богородице и Господу Иисусу Христу, только это и заставляло сей­час меня жить. Первым под сетку нырнул я, Сванидзе стал передавать мешки со взрывчаткой. Стогов, дер­жась за плавающие деревья, вдруг за­хохотал и исчез под водой. Нас ос­талось двое. Сванидзе нырнул под сетку, мы выползли на скользкое основание, на котором стояла cpедняя опора. Обессиленные и замерзаю­щие, лежали на ледяном грунте. Ни я, ни Сванидзе ничего не говорили друг другу, мы подползли к опоре и стали укладывать мешки со взрывчат­кой около нее. Но вдруг луч прожек­тора медленно пополз над мостом, спустился вниз, к опорам, задержался, и опять ушел вверх. Так повторилось несколько раз. Мы распластались око­ло опоры, луч прожектора опять опу­стился, и очередь крупнокалиберно­го пулемета ударила в скальное ос­нование, это продолжалось секунд 15–20. Луч прожектора ушел, пулемет замолчал. Возможно, немцы замети­ли что-то неладное, а, может быть, это была очередная проверка. Я продол­жал молиться и укладывал со Сванид­зе взрывчатку. Время от времени луч прожектора опять вползал на скаль­ное основание, а пулемет продолжал обстреливать пространство около опоры.

Последние силы и последний за­пас тепла, сохранившиеся в теле, ухо­дили; руки не гнулись, ноги не дей­ствовали, я лежал и молился. Надо было достать взрыватели, они висели у меня на шее в мешочке, но руки не поднимались. Сванидзе лежал на об­леденелом основании. «Господи, Иисусе Христе, помилуй! Не остави нас, грешных! Пресвятая Богородица, помилуй нас!» Сванидзе подполз ко мне, нагнулся к моему лицу и сказал: «Ты что, молишься? Давно слышу сквозь шум воды, это хорошо, я тоже все время молился. Бога призывал», – сказал и затих. Я подполз к опоре,

После сказанных Сванидзе слов меня что-то словно толкнуло и дало силы – сорвал с шеи пакет со взрывателя­ми, установил их, упал, и в это мгно­вение луч прожектора осветил осно­вание опоры, камни, берег, и пулемет очередь за очередью начал бить по скальному основанию. Прожектора и пулеметы били с правого и левого берега, осколки скалы летели в раз­ные стороны. Трассирующие пули огненными нитями прорезали темно­ту ночи, то приближаясь, то удаляясь от опоры.

Лучи прожекторов перебегали с берега реки на опоры, скользили по реке и снова возвращались к скаль­ному основанию. Внезапно погасли прожектора, замолкли пулеметы. Сва­нидзе вскочил, перекрестился широ­ким крестом и, сказав по-русски «С Богом», – бросился в воду. Опять забили пулеметы, вспыхнули прожекто­ре осколок камня ударил меня по го­лове, я потерял сознание.

От режущей боли в спине очнул­ся и опять начал молиться. Все было готово к взрыву, но отползти от опо­ры не было сил. Продолжая молить Господа и Матерь Божию, просил при­нять душу мою. Все, что когда-то го­ворила и чему учила меня тетя Нюша, пришло и встало в сознании.

Осталось только произвести взрыв. Умолял Господа простить меня, защитить и сохранить мать, отца, сес­тру и еще и еще раз простить меня за прежнее неверие. Мысль, что сей­час умру, не беспокоила меня; молил­ся только о спасении души; вдруг, вне­запно, возник передо мной о. Павел, крестивший меня и ставший крест­ным отцом. Строгий и в то же время какой-то лучезарный, стоял он около меня, благословил и четко и властно произнес: «Иди, Константин! Иди! Матерь Божия защитит тебя!», и я, ле­жащий на ледяном скальном основа­нии, бездыханный, окоченевший, вдруг поднялся и шагнул в темень ночи, в бушующую реку.

Огромный столб пламени, грохот взрыва потрясли берега, а я оказался за двести метров от моста и держал­ся за ветки деревьев, потом бойцы поста, дежурившие у поворота реки, тащили меня на берег. Лежа на бе­регу, был еще во власти молитв и слов о. Павла: «Иди, Константин, Матерь Божия защитит тебя!»

Сознание работало, и я, только что умиравший, замерзший и недвижи­мый, сейчас мог стоять, пока меня одевали в сухое обмундирование, и даже отвечать на вопросы. Там, где был мост, захлебывались пулеметы, бегали по берегам лучи прожекторов, надрывно гудел паровозный свисток. На берегу лежал живой Сванидзе, за­вернутый в шинель, и мертвый Сто­гов. Сванидзе тяжело заболел пси­хически, и его месяца через два от­правили на большую землю. Всю до­рогу я молчал и даже часть пути шел, но потом силы оставили меня, и партизаны взяли меня на руки.

В 1962 году разыскал Сванидзе, приехал в Грузию. Жил он в деревне, в доме, окруженном садом и виног­радником; следы психического забо­левания полностью исчезли. Был очень верующим человеком, каждое воскресенье ездил на машине в небольшой городок в церковь.

Какова была наша встреча, Боже мой! Мы, здоровые, сорокапятилетние мужчины, плакали, как дети, что-то пытались вспомнить, сказать, а наши жены стояли рядом и не знали, что делать. В 1984 году Илья Сванидзе скончался.

А к о. Арсению в 1965 году я при­ехал первый раз с его духовной до­черью, нашим добрым другом Ниной Павловной. По его благословению на­писал эти воспоминания.

Когда я рассказал о том, что было со мной, о. Арсений сказал: «Я верю, с Вами произошло подлинное чудо. Испокон веков известно, что молитва крестного отца и крестной матери (а здесь крестный отец был иерей!) тво­рит чудеса. Благодарите Господа Бога и Матерь Божию за проявление ве­ликой милости. Молитесь перед ико­ной «Взыскание погибших» (праздно­вание 5/18 февраля) и «Нечаянной радости» (9/22 декабря). Воспомина­ния напишите».

Вот так я пришел к вере и Господу нашему Иисусу Христу и несказан­но полюбил Матерь Божию; чем сей­час и живу.

Константин ШЕВРОВ

(Из архива В. В. Быкова)

 

Если будет хоть раз побежден одной страстью человек, должен впредь быть очень внимательным, противоборствуя искушению, чтобы не упасть вновь.

Посему мужайся. Как бы ни направлял стрелы лукавый, мы обернем их против него. Чтобы понял он, что ты не один, что у тебя есть и сторож, который бдит ради тебя и ломает ему ловушки, которые тот расставляет у твоих ног. С радос­тью не только сорок дней, но и трижды сорок буду поститься, буду бдеть, буду трудиться ради тебя. Ты же поднимись и стань мужественно. Прими мужество от Господа и не бойся плешивого, которого разозлил Христос, и он теперь без не­рвов и своей былой силы. Он только представления и страхи воздвигает, только слова дерзкие и развязные говорит. При­ми свыше благодать, чтобы его попирать, и да будет крепость в членах твоих. И говори: «Прекрати, враже, воевать против меня, ибо отец мой бдит ради меня и немощи мои носит. Ради меня злостраждет и постится. И если упаду семьдесят раз по семь, все равно ты будешь побеждённым».

Так говоря, найди отвагу в себе и сразу кайся в том, в чем как человек ошибаешься. Ибо все это от лукавого: приводить тебя в отчаяние, делать так, чтоб ты унывал, все расхищать печалью. Но ты его не слушай.

Старец Иосиф Афонский