Дорогие братия и сестры!
Сердечно поздравляем всех со светлым и спасительным праздником Воскресения Христова, источником непреходящей радости и мира!
В эти святые дни, когда все православные христиане свидетельствуют о Воскресении Христа взаимными приветствиями и поздравлениями, очень важно сохранить ритмику православного богослужения, сохранить вечные литургические часы жизни, обращенной к Богу. Церковный календарь – это инструмент, вводящий человека в Божественные, спасительные ритмы жизни. Именно Пасхалия является внутренним стержнем всего христианского богослужения и составляет основу «литургического года», вмещающего в себя совокупность праздников, постов, дней поминовения святых. Если в основе светского календаря лежит периодичность движения небесных светил, то в церковном календаре, который соотносит наш мир с миром совершенно иным, духовным, нематериальным, наше земное время – с вечностью, перед нами предстает Богочеловек, Который и объединяет эти несовместимые понятия – дух и материю, время и вечность. Именно Иисус Христос, Его Рождество, Крещение, Преображение, Распятие и Воскресение лежат в основе христианского времяисчисления. По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности».
Соответствие ритмов души Божественным ритмам, или ритмам Церкви, помогает человеку обрести сердце мудрое и наставляет на прямой путь спасения. Ритмы называются Божественными т.к. они заповеданы человеку Богом. Выделяют 4 мистических церковных ритма:
1 ритм – суточный цикл («и был вечер и было утро день един») (Быт. 1,8).
2 ритм – недельный цикл («Помни день субботний, чтобы святить
его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой
– суббота Господу, Богу твоему») (4 заповедь) (Исх. 20, 8).
3 ритм – Лунный цикл задан неявно («И сказал Бог: да будут светила
на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов») (Быт. 1, 14). Господь создает светила великие Солнце и Луну для знамения и для счисления времен. Солнце видимых изменений не испытывает, тогда, как луна меняет свою фазу, в зависимости от своего местоположения относительно Солнца и Земли. Период повторения фаз Луны называется Синодическим периодом Луны и равен 29 суткам 12 часам 44 минутам и 2,8 секундам.
4 ритм – Солнечный цикл задан также неявно, хотя можно найти и точное упоминание, как месяца, так и года («И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей (Нисан) да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года») (Исх. 12, 1-2). Данный ритм связан с повторениями времен года на Земле.
По этим ритмам живет, прежде всего, тело человеческое. Душа человека
хотя и нематериальна, но сотворена для жизни на Земле. Поэтому она тоже
живет по этим ритмам. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван осуществлять в себе и собою гармоническое единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, ибо в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия.
Сакральные ритмы души человека отражены в кругах православного
богослужения:
1) суточный круг богослужений;
2) недельный круг богослужений;
3) годовой круг богослужений.
Есть еще определенный ритм, по которому живет дух человеческий –
восьминедельный осмогласный круг. Богослужение седмичного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с восьмого гласа. Каждый глас отличается своим особым характером пения, особым духовным настроем.
Центральным праздником всего годичного круга богослужений является праздник Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней, от которого отсчитываются все остальные ритмы, праздники и службы.
Календарь – это ритм, который должен объединять внешний Космос мироздания с внутренним Космосом человека в некое единое гармоническое
целое. Но календарь — не только ритм, но и память. Поэтому календарь по
самой своей сути есть выражение того, что можно определить понятием
«ритмической памяти человечества».
Когда человек выпадает из этих сакральных Божественных ритмов, он погружается в суету и теряет благодать Божию. Архимандрит Рафаил (Карелин) говорит, что «ритм – это жизнь; всякое бытие – физическое, биологическое и психологическое – протекает в определенных ритмах. Разрушение ритмов – это распад и смерть». Поэтому крайне важно человеку не выпадать их церковных ритмов. И в настоящее время, когда посещение храмов ограничено из-за распространения коронавирусной инфекции, оставаться в богослужебных ритмах можно только посредством МОЛИТВЫ.
И церковные богослужения, и келейное молитвенное правило православных христиан в дни празднования Пасхи являются совершенно особенными в церковном годовом круге.
Со дня Святой Пасхи во все дни Светлой седмицы (первой седмицы Пасхи) вместо вечерних и утренних молитв поются или читаются Часы Пасхи. Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. Читаются Часы Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно.
Помимо Часов Пасхи, хотя бы два раза в неделю, необходимо прочитать Пасхальную утреню, которая включает в себя Пасхальный канон и стихиры Пасхи, и пасхальную вечерню. Чтение этого молитвенного правила, исполненного пасхальной радости, занимает всего несколько минут.
На епархиальном сайте otdelro.kz и на официальном сайте Московской Патриархии http://www.patriarchia.ru размещены последования утрени и вечерни дней Светлой седмицы для домашнего чтения.
Хотя бы два раза в неделю, в среду Светлой седмицы и в пятницу, Святая Церковь чтит икону Божией Матери «Живоносный источник», необходимо прочитать последование богослужений этих праздничных дней, а по возможности, и каждого дня Светлой седмицы.
Также, мы продолжаем размещение текстов праздничных и воскресных (совершаемых в субботу вечером) богослужений для келейного чтения. Светлая седмица заканчивается на восьмой день – в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле составляла особое торжество – как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день восьмой Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения, в воспоминание чего эта Неделя получила также название Недели о Фоме.
В субботу вечером необходимо вычитать последование всенощного бдения Недели о Фоме, размещенной на епархиальных сайтах и сайте Московской Патриархии.