Неделя Антипасхи (Фомина)

0afae73c2a9aСветлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, яв­ляющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с гре­ческого — «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресе­ния Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения но­вым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осяза­нием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскре­сения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме»).

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Уставные особенности в Неделю Антипасхи

Богослужение посвящено гласным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба — праздника (по Цветной Трио­ди). Не поются и пасхальные песнопения[1]  за исключением тропаря «Христос воскресе…» в начале и конце служб и ирмо­сов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и про­чее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением не­которых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе…» (об этом подробнее см. ниже).

На утрени — «Бог Господь…» и тропарь праздника триж­ды: «Запечатану гробу…». По полиелее тропари: «Ангельский собор…» не поются, а сразу величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго»[2].

Степенна — 1-й антифон — 4-го гласа. Прокимен: «Пох­вали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Еван­гелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия — «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов…», «И ны­не: Молитвами Богородицы…».»Помилуй мя. Боже…», «Воск­рес Иисус от гроба…».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие…» Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия — пасхальные ирмосы: «Воскресения день…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми вели­чаем».

На литургии — изобразительны. По входе — тропарь: «За­печатану гробу…», «Слава, и ныне» — кондак: «Любопытную десницею…». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол -Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Зад остой-ник: «Ангел вопияше… Светися, светися…».

В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе…» (один раз). По возгласе: «Сла­ва Тебе, Христе Боже…» — «Христос воскресе…» (трижды).

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжа­ется до субботы, в субботу — отдание. В течение всей Фоми­ной седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен — празд­ника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечер­ня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе…». Три-святое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся…»и прочее ис­следование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса»

После прокимна — сугубая ектения, «Сподоби Господи…» и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши…» — тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» — тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) ве­черня бывает без входа и великого прокимна — обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «РАДОНИЦА»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включается. и пасхальные песнопения.

В храме Московской духовной академии, по установившей­ся практике, в этот день на утрени, по 6-й песни канона, священнослужители выходят на середину храма и поминают усоп­ших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш…», «Хрис­тос воскресе…» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог…» с пением тропаря: «Христос воскресе…»[3]. В это время — ма­лое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни — малая ектения и ипакои: «Предварившия утро…». По 6-й песни — малая ектения заупокойная, кондаки «Со святыми упокой…» и «Аще и во гроб …». По 9-й песни — малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув…» и воскресные тропари: «Благословен еси. Господи… Ангельский собор…». Совершается полное каждение. Далее — стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премуд­рость», «Христос, воскресе…» (трижды). Затем священнослу­жители запевают до половины «Христос воскресе…», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…». Далее диакон возглашает: «Во блажен­ном успении…». Пением «Вечной памяти» служба заканчивает­ся.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близ­ким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресений Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поми­новение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.) а также со­вершается таинство Брака.

 



[1] Примечание. На вечерни и утрени в это воскресенье не по­ются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется.

[2] К. Никольский, цит. соч., с. 641; см., Ирмологий. «Псал­мы избраннии», с. 209.

[3] Во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником.