Седмица ваий

DETAIL PICTURE  80474816В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на «Господи,: воззвах» поется:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу — великое повечерие.

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо вос­крешения Лазаря, поэтому суббота называется ЛАЗАРЕВОЙ. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в вос­кресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти во­пием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ

Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. «Бог Господь», тропарь 3-ы «Общее воскресе­ние».

На утрени — стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие (на утрени) не читается.

После воскресных тропарей — малая ектения, седален и поется (один раз) «Воскресение Христово видевше…». За­тем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый -на 8 (Феофана) и второй — на 6 (монаха Иоанна). От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы[1]. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев — в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.

По 8-й песни «Честнейшую…» не поем[2]. Диакон запе­вает начало ирмоса 9-Й песни: «Чистую славно почтим…», а хор продолжает: «Людие, Богородицу, Огнь Божества приим-шую во чреве неопально, песньми величаем».

После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» (на 1-й глас) и сразу — «Всякое дыхание…» с хвалитными стихирами. На «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие.

На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по «Приидите, поклонимся…», поется «Во святых ди­вен Сый.,.», но не «Воскресый из мертвых…»[3] — тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак: «Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая бо­жественное оставление». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой…». Апостол — к Евреем, зач. 333, Евангелие — от Иоанна, зач. 39. Вместо «Достойно» — ирмос 9-Й песни канона: «Чистую славно почтим…»[4]   Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».

Вход Господень в Иерусалим

Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов:

(Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением — от обычная освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к губокой древности. Древ­нейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, им ператор Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) -прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста — св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляет­ся по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день случится праздник Благовещения или храмовой праздник и службы этих праздников соединяются.

Уставные особенности богослужения

В Неделю ваий — на вечерни и на утрени — поются два тропаря: первый — «Общее воскресение…» (дважды) И второй — «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в пышних, благословен Грядый во имя Господ­не» (единожды). На УТРЕНИ, по полиелее — величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне». Тропари: «Ангельский собор…» не поются. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея…». Прокимен: «Из уст младенец и ссущих…». Евангелие — только праздника (Мф., зач. 83). «Воскресение Христово видевше…» не поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, по­ставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй». Священник читает молитву на бла­гословение ваий из Триоди: «Господи, Боже наш…» и за тем трижды окропляет св. водой ваии, говоря:

«Благословляется и освящаются ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (трижды)[5]. Далее хор поет: «Слава: Днесь Христос…», «И ныне» — то же. Затем — «Помилуй мя, Боже…», и стихиру: «Днесь бла­годать…». Канон — св. Космы Маиумского — на 12, ирмосы по дважды.

Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые сто­ят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самим изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваии и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и дру­гие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати».

На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: «Бог Господь и явися нам», и певцы продолжают:

» Составите праздник и, веселящеся, приидите, воз­величим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего».

В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…» Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входные: «Благословен Грядый во имя Господне…». По входе -тропари: «Общее воскресение…» и на «Слава» — «Спогребшеся…», на «И ныне» — кондак праздника. Затем — Трисвятое. Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне…». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ…». Апостол — к Филип., зач. 247, Евангелие — от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева):

«Бог Господь, и явися нам, составите праздник…». Причастен: «Благословен Грядый во имя Господне…»

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат пере­ходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание.

Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах», литии и на стиховне поются сти­хиры праздника и Неделю ваий. После прокимна: «Господь воцарися…» — читается восемь паремий: 5 — Благовещения и 3 — Ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь»

После полиелея — величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий — стихира Ваий.

Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо «Честнейшую» — припев праздника Благо­вещения, к тропарям же канона Ваии обычный припев: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобрази­тельны. Входной стих: «Благовестите день от дне…» Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задо-стойник — Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.



[1] По Уставу, в субботу Ваий канон следует петь со стихами библейских песен: «Поим Господеви». Но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в празд­ники канон с библейскими песнями, то в этот день. как в неделю Ваий, припев к тропарям четверопеснца: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (см.: «Богослужебные указа­ния на 1958 г.», с. 94, Типикон, «в субботу Лазареву»).

[2] Начиная с этого дня, «Честнейшую…» не поем до поне­дельника Фоминой седмицы.

[3] Поскольку в Типиконе нет указаний, что нужно петь «Воскресый из мертвых…», то значит поем обычно «Во свя­тых дивен…» (см.: Богослужебные указания на 1957 г. 1958 гг., стр. 116, 94).

[4] Там же.

[5] В Типиконе, а также в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершает­ся в церковной практике по аналогии с освящением арто­са (Требник, 2-я часть, л. 9).