ПЕРВАЯ седмица и неделя Великого поста.

1896447С понедельника вечером по четверг первой седмицы Ве­ликого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному со­стоянию души грешника, оплакивающего свои грехи, Канон наз­ван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30), Повечерие первых четырех дней называется “малым стоянием”, в отличие от “Андреева или Мариина стояния” на 5-й седмице и “вели­кого стояния” в Пяток Великий.

Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. В среду и четверг к покаянному канону прибав­ляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, об­ратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его – св. Андрея Критского.

В субботу первой седмицы   Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явил­ся епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но упот­ребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покрови­тельством Божиим.

Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Да­ров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псал­ма, пения на “Бог Господь…” тропарей и затем – канона святому. (Апостол и Евангелие не читаются)[1].

В субботу утреня совершается по чину вседневной ут­рени с пением “Бог Господь”, но без пения великого славо­словия. Канон в честь святого, составленный Иоанном мит­рополитом Евхаитским. Первый канон – храма на 6 и свято­го на 8. Катавасия: “Отверзу уста моя…”. На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия:

дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: “Возве­селится праведник о Господе…”.

Примечания.

1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в неделю сы­ропустную (Прощеное воскресенье).

2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмо­вой праздник случится в период от вторника до пятницы (вк­лючительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы пос та, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы.

3. В Великом посту во многих приходах центральных совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией ( “Страданием”). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Пет­ре Могиле (ХVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как напр., в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пе­ния некоторых песнопений Страстной седмицы (“Тебе одеющагося…”, “Приидите. ублажим… “), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда.                                

О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-Печерском архимандрите Иоасафе Кроновском; в конце описания чина сказано: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение “Церкве Святыя Православныя подаются”.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста называется НЕДЕЛЕЙ ПРА­ВОСЛАВИЯ – от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году.

Из Греции чин Православия перешел вместе с христианст­вом и в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Констан­тинопольской Церкви первоначально была отпразднована в пер­вую Неделю Великого поста.            

В эту Неделю совершается особое богослужение, приспо­собленное к торжеству и называется чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими пред­посылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Констан­тинопольским (IX в.).

Чин Православия изложен в отдельных изданиях[2].



[1] Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы, а также в Богослу­жебных указаниях на 1951 год”. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: “Служба на каждый день первыя седмицы святые Четыредесятницы”.

[2] “Чин молебна в Неделю Православия” в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в “Бо­гослужебных указаниях на 1949 г.” (ИзД. Московской Пат­риархии, с. 45-47). Примечание. Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботу и воскресенья на утренем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.