С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30), Повечерие первых четырех дней называется “малым стоянием”, в отличие от “Андреева или Мариина стояния” на 5-й седмице и “великого стояния” в Пяток Великий.
Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его – св. Андрея Критского.
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на “Бог Господь…” тропарей и затем – канона святому. (Апостол и Евангелие не читаются)[1].
В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением “Бог Господь”, но без пения великого славословия. Канон в честь святого, составленный Иоанном митрополитом Евхаитским. Первый канон – храма на 6 и святого на 8. Катавасия: “Отверзу уста моя…”. На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия:
дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: “Возвеселится праведник о Господе…”.
Примечания.
1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).
2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовой праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы пос та, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы.
3. В Великом посту во многих приходах центральных совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией ( “Страданием”). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (ХVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как напр., в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы (“Тебе одеющагося…”, “Приидите. ублажим… “), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда.
О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-Печерском архимандрите Иоасафе Кроновском; в конце описания чина сказано: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение “Церкве Святыя Православныя подаются”.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста называется НЕДЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ – от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году.
Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста.
В эту Неделю совершается особое богослужение, приспособленное к торжеству и называется чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими предпосылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX в.).
Чин Православия изложен в отдельных изданиях[2].
[1] Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы, а также в Богослужебных указаниях на 1951 год”. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: “Служба на каждый день первыя седмицы святые Четыредесятницы”.
[2] “Чин молебна в Неделю Православия” в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в “Богослужебных указаниях на 1949 г.” (ИзД. Московской Патриархии, с. 45-47). Примечание. Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботу и воскресенья на утренем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.