ТРЕТЬЯ седмица неделя Великого поста.

DSC 4778 thumbТРЕТЬЯ Неделя (воскресенье) Великого поста называется КРЕСТОПОКЛОННОЙ: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является чин ВЫНОСА КРЕСТА на середину храма для поклонения. Совершает­ся этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (I августа) и Воздвиженье (14 сентября)[1]. От­личие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу – тропари:

“Ангельский собор удивися…”. В конце утрени, в конце ве­ликого славословия (настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как и в праздник Воздвижения) – вынос Креста, произносится “Премудрость, прости” перед царскими вратами. На литургии вместо “Святый Боже” поется “Кресту Твоему…”, читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Марка, зач. 37).

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопок­лонной неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пят­ницу.

В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов[2].

Поклонение Кресту в понедельник и среду: На 1-м часе, во время чтения Богородична: “Что тя наречем…”, из алта­ря царскими вратами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: “Кресту Твоему…”. То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутству­ющие так же. Певцы поют: “Приидите, вернии…” После покло­нения чтец читает: “Стопы моя…” и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются[3]. На всех Часах и Изобразительных: кондак “Не к тому пламенное оружие”. Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. (См.: Типикон. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу).

В пятницу, во время молитвы “Всесвятая Троице…”, открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей воз­лагает на свою главу Крест, и в предшествии диакона с кади­лом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на прес­толе и кадит его крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: “Премудрость”, “Достойно есть…” и прочее[4].

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении труд­ного поприща поста[5].



[1] Полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. под­робное указание о приготовлении и выносе Креста на праз­дник Воздвижения Креста Господня.

[2] Выражение: “по отпусте часов” указывает не на отпуст, произносимый перед вечерней, а вообще на конец часов, т.е. поклонение Кресту совершается до отпуста. В Трио­ди Постной время поклонения Кресту означено определен­нее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии ча­сов, по последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас 2-й, “Приидите, вернии…” (Триодь Постная, последование пятка 4-й седмицы). Последнее же Трисвятое то, которое бывает по окончании великопостных часов, находится в чине Изобразительных. А чин Изобразительных относится к службе часов (См. Никольский, стр. 598).

[3] Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.

[4] См.: Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочитан­ные в Ленинградской духовной семинарии, ч. II, с.46. Также Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.

[5] Начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвяшенных Даров до самой Великой Среды начинают произноситься особые ектении о готовя­щихся к Просвещению (Крещению).