В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й[1] седмиц поста совершается заупокойная служба.
Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую Неделю памяти святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в ХIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, сам великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающегося видимо (напр., на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный “сыном Божественного света”, обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.
Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в ХIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон – Геннадием Схола-рием (ХV век).
[1] Примечание. Если случится в эти три субботы Обретение Главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников или же храмовой святой, то Заупокойная служба опускается. На утрени поется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6 и святому на 8. Субботний канон с библейскими стихами читается на Великом повечерии в свое время (См.: Типикон, 24 фефр., Неаполитанский. Церковный Устав, Цит. соч., с.74),