ВТОРАЯ седмица и неделя Великого поста.

p1aehfaa3j1uk716bo52118kl47r5В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й[1] седмиц поста совершается заупокойная служба.

Православное учение о посте как средстве к благодат­ному озарению с особенной силой раскрывается в воспомина­нии во вторую Неделю памяти святого Григория Паламы , архи­епископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в ХIV веке, па­мять 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, сам великий подвижник горы Афон, известен как защитник Правосла­вия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, кото­рый отвергал православное учение о благодатном свете, озаря­ющем внутреннего человека и иногда открывающегося видимо (напр., на Фаворе и Синае), и не допускал возможности до­стигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подви­гами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, назван­ный “сыном Божественного света”, обличил еретиков и защи­тил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молит­вы и поста.

Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в ХIV веке Филофеем, патриархом Констан­тинопольским (1362-1365 гг.), а канон – Геннадием Схола-рием (ХV век).



[1] Примечание. Если случится в эти три субботы Обретение Главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников или же храмовой святой, то Заупокойная служба опускается. На утрени по­ется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6 и святому на 8. Субботний канон с библейскими стихами чи­тается на Великом повечерии в свое время (См.: Типикон, 24 фефр., Неаполитанский. Церковный Устав, Цит. соч., с.74),