Икона в творчестве А.С. Пушкина

Об­ще­из­вест­но, ка­кую боль­шую роль иг­ра­ет ико­на в пра­вос­лавном ис­кусс­тве, в пра­вос­лавном бо­гос­лу­жении, в бы­ту пра­вос­лавно­го че­лове­ка. Крас­ный угол был и яв­ля­ет­ся важ­ной и обя­затель­ной при­метой как прос­той из­бы, так и са­мых рос­кошных апар­та­мен­тов. Фак­ти­чес­ки вся жизнь че­лове­ка с рож­де­ния и до кон­чи­ны про­ходи­ла под и пе­ред ико­нами.

Во мно­гих до­мах бы­ли от­дель­ные «об­разные», то есть ком­на­ты, где на­ходи­лись се­мей­ные ико­ны, и там со­вер­ша­лись ут­ренние и ве­чер­ние мо­лит­восло­вия, слу­жили мо­леб­ны приг­ла­шен­ные на дом свя­щен­ни­ки. Как со­об­ща­ет А.П. Ара­пова, «в ро­де бо­яр Пуш­ки­ных с не­запа­мят­ных вре­мен хра­нилась ме­тал­ли­чес­кая ла­дан­ка с до­воль­но гру­бо гра­виро­ван­ным на ней Все­видя­щим Оком и наг­лу­хо зак­лю­чен­ной в ней час­ти­цей ри­зы Гос­подней. Она — обя­затель­ное дос­то­яние стар­ше­го сы­на, и ему вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность 10 июля, в день празд­ни­ка По­ложе­ния ри­зы, слу­жить пе­ред этой свя­тыней мо­лебен. Пуш­кин всю свою жизнь это ис­полнял и за­вещал же­не соб­лю­дать то же са­мое, а ког­да нас­ту­пит вре­мя, вру­чить ее стар­ше­му сы­ну, взяв с не­го обе­щание ни­ког­да не ук­ло­нять­ся от се­мей­но­го обе­та».

Ико­ны бы­ли на всех квар­ти­рах Пуш­ки­на в Пе­тер­бурге и Моск­ве, в се­лах Ми­хай­ловс­ком, Бол­ди­не, Пет­ровс­ком и Три­горс­ком, в ко­торых он жил или ко­торые мно­гок­ратно по­сещал. По­эт пос­то­ян­но ви­дел их в хра­мах как в детс­тве, так и по­том в Ли­цее, во вре­мя бо­гос­лу­жений. И поз­же, в ссыл­ке в Ки­шине­ве и Одес­се, он, по обы­ча­ям то­го вре­мени, ре­гуляр­но по­сещал бо­гос­лу­жения и да­же приг­ла­шал с со­бой в цер­ковь дру­зей, как сви­детель­ству­ют об этом их вос­по­мина­ния.

Ико­на встре­ча­ет­ся во мно­гих про­из­ве­дени­ях Пуш­ки­на, на­чиная с са­мых ран­них. У по­эта ос­та­лись детс­кие впе­чат­ле­ния, свя­зан­ные с ико­нами.

В от­рывке «Сон» он вспо­мина­ет свою ба­буш­ку Ма­рию Алек­се­ев­ну Ган­ни­бал, ко­торая пе­ред сном расс­ка­зыва­ла ему сказ­ки:

От ужа­са не ше­лох­нусь, бы­вало,

Ед­ва ды­ша, приж­мусь под оде­яло,

Не чувс­твуя ни ног, ни го­ловы.

Под об­ра­зом прос­той ноч­ник из гли­ны

Чуть ос­ве­щал глу­бокие мор­щи­ны,

Дра­гой ан­тик, пра­бабуш­кин че­пец…

Ико­ны, крас­ный угол есть в до­мах у мно­гих ге­ро­ев Пуш­ки­на. Так, в из­вест­ной по­вес­ти гро­бов­щик пе­ре­ез­жа­ет на но­вую квар­ти­ру на Ни­китс­кой ули­це. Там он на­чина­ет обуст­ра­ивать­ся: «Вско­ре по­рядок ус­та­новил­ся; ки­вот с об­ра­зами, шкап с по­судою, стол, ди­ван и кро­вать за­няли им оп­ре­делен­ные уг­лы в зад­ней ком­на­те; в кух­не и гос­ти­ной по­мес­ти­лись из­де­лия хо­зя­ина: гро­бы всех цве­тов и вся­кого раз­ме­ра, так­же шка­пы с тра­ур­ны­ми шля­пами, ман­ти­ями и фа­кела­ми» .Об­ра­тим вни­мание, что «по­рядок» у Пуш­ки­на на­чина­ет­ся с крас­но­го уг­ла, с ки­ота, и лишь по­том сле­ду­ет ме­бель, а за ней из­де­лия хо­зя­ина.

А вот све­тел­ка боль­ной На­таши из ро­мана «Арап Пет­ра Ве­лико­го»: «Ти­хо теп­ли­лась лам­па­да пе­ред стек­лянным ки­вотом, в ко­ем блис­та­ли зо­лотые и се­реб­ря­ные ок­ла­ды нас­ледс­твен­ных икон. Дро­жащий свет ее сла­бо оза­рял за­наве­шен­ную кро­вать и сто­лик, ус­тавлен­ный склян­ка­ми с яр­лы­ками» .И здесь, как ви­дим, взгляд пи­сате­ля дви­жет­ся от икон к ле­карс­твам. Мо­жет быть, в этой пос­ле­дова­тель­нос­ти зак­лю­чена уве­рен­ность: ес­ли Бог не по­может, то ни­какие ле­карс­тва не спа­сут.

В крас­ном уг­лу воз­ле икон обыч­но хра­нили ма­лень­кие до­маш­ние свя­тынь­ки: прос­фо­ры, ос­вя­щен­ный елей, цер­ковные све­чи, ла­дан, за­сох­шие бла­гове­щенс­кие пру­тики вер­бы. В од­ном от­рывке у Пуш­ки­на есть опи­сание крас­но­го уг­ла:

С пе­рего­род­кою ко­мор­ки,

До­воль­но чис­тень­кие нор­ки,

В уг­лу на пол­ке об­ра­за,

Под ни­ми верб­ная ло­за

С ис­сохшей прос­ви­рой и свеч­кой .

Ико­ны по­мога­ют ге­ро­ям Пуш­ки­на в са­мых раз­ных си­ту­ациях. Как Сам­сон Вы­рин на­ходит в Пе­тер­бурге свою Ду­нюш­ку? Ког­да на вто­рой раз рот­мистр Минс­кий не при­нял ста­рика, и тот от­ча­ял­ся уви­деть дочь, стан­ци­он­ный смот­ри­тель по­шел в цер­ковь и за­казал мо­лебен пе­ред чу­дот­ворной ико­ной Бо­жи­ей Ма­тери «Всех скор­бя­щих Ра­дость». И Бо­горо­дица че­рез Свой чу­дот­ворный об­раз по­мог­ла ему: ког­да Сам­сон Вы­рин шел из церк­ви по Ли­тей­но­му прос­пекту, он уви­дел Минс­ко­го, пос­ле­довал за ним и так по­пал в квар­ти­ру, где про­жива­ла его дочь.

Ико­на соп­ро­вож­да­ла че­лове­ка всю его жизнь вплоть до са­мой смер­ти. Ико­ну кла­ли в гроб на грудь умер­ше­му. И на мо­гиль­ном крес­те обыч­но в ма­лень­ком ки­оте ста­вили ико­ну, а пе­ред ней за­жига­ли лам­па­ду в стек­лянном фо­нари­ке. Час­то для этой це­ли ис­поль­зо­вали не пи­сан­ные на де­реве, а ли­тые мед­ные ико­ны. Та­кая икон­ка есть у Пуш­ки­на на крес­те по­кой­но­го Сам­со­на Вы­рина в «Стан­ци­он­ном смот­ри­теле». Ус­та­ми Бел­ки­на Пуш­кин по­вест­ву­ет: «— Вот мо­гила ста­рого смот­ри­теля, — ска­зал мне маль­чик, вспрыг­нув на гру­ду пес­ку, в ко­торую врыт был чер­ный крест с мед­ным об­ра­зом».

Ико­на иг­ра­ла важ­ную роль не толь­ко в лич­ной и цер­ковной жиз­ни, но и в об­щест­вен­ной, го­сударс­твен­ной. Фор­мы это­го «учас­тия» иск­лю­читель­но мно­го­об­разны. В тра­гедии «Бо­рис Го­дунов» Пуш­кин опи­сыва­ет приз­ва­ние Бо­риса на царс­тво:

За­ут­ра вновь Свя­тей­ший Пат­ри­арх,

В Крем­ле от­пев тор­жест­вен­но мо­лебен,

Пред­шест­ву­ем хо­руг­вя­ми свя­тыми,

С ико­нами Вла­димирс­кой, Донс­кой,

Возд­ви­жит­ся; а с ним синк­лит, бо­яре,

Да сонм дво­рян, да вы­бор­ные лю­ди

И весь на­род мос­ковс­кий пра­вос­лавный,

Мы все пой­дем мо­лить ца­рицу вновь,

Да сжа­лит­ся над си­рою Моск­вою

И на ве­нец бла­гос­ло­вит Бо­риса .

Осо­бое мес­то за­нима­ют у Пуш­ки­на упо­мина­ния об ико­нах в «Ис­то­рии пу­гачевс­ко­го бун­та». Нап­ри­мер, о штур­ме пу­гачев­ца­ми Ка­зани, Пуш­кин пи­шет: «Пре­ос­вя­щен­ный Ве­ни­амин во всё вре­мя прис­ту­па на­ходил­ся в кре­пос­ти, в Бла­гове­щенс­ком со­боре, и на ко­ленах со всем на­родом мо­лил Бо­га о спа­сении хрис­ти­ан. Ед­ва умолк­ла паль­ба, он под­нял чу­дот­ворные ико­ны и, нес­мотря на нес­терпи­мый зной по­жара и на па­да­ющие брев­на, со всем быв­шим при нем ду­ховенс­твом, соп­ро­вож­да­емый на­родом, обо­шел снут­ри кре­пость при мо­леб­ном пе­нии» . Как из­вест­но, го­род был выж­жен дот­ла, но по­дос­певший на по­мощь Ми­хель­сон зас­та­вил Пу­гаче­ва отс­ту­пить, и Ка­занс­кий кремль уце­лел. Этот эпи­зод за­кон­чился опять при учас­тии мит­ро­поли­та: «Ми­хель­сон отп­ра­вил­ся… в со­бор, где пре­ос­вя­щен­ный Ве­ни­амин отс­лу­жил бла­годарс­твен­ный мо­лебен».

Сле­ду­ет ска­зать о еще од­ной фор­ме при­сутс­твия ико­ны в твор­чест­ве Пуш­ки­на, ког­да ико­на не наз­ва­на, о ней не ска­зано, она не­замет­на. В из­вест­ном сти­хот­во­рении «Ма­дон­на» чи­та­ем:

Од­ной кар­ти­ны я же­лал быть веч­но зри­тель,

Од­ной: чтоб на ме­ня с холс­та, как с об­ла­ков,

Пре­чис­тая и наш Бо­жест­вен­ный Спа­ситель —

Она с ве­личи­ем, Он с ра­зумом в очах —

Взи­рали, крот­кие, во сла­ве и лу­чах,

Од­ни, без ан­ге­лов, под паль­мою Си­она (3: 166).

В этом со­нете по­эт вы­делил ве­личие Де­вы и ра­зум в гла­зах Мла­ден­ца — имен­но те чер­ты соз­данных Ра­фа­элем об­ра­зов, на ко­торые впос­ледс­твии об­ра­щали вни­мание ед­ва ли не все пи­сав­шие о «Сикс­тин­ской Ма­дон­не».

Та­ким об­ра­зом, ико­на при­сутс­тву­ет в твор­чест­ве Пуш­ки­на в са­мых раз­но­об­разных фор­мах: крас­ный угол с ико­нами, мо­лит­ва и мо­лебен пе­ред ико­ной, си­яние икон­ных ок­ла­дов в све­те лам­пад, бла­гос­ло­вение ико­нами но­воб­рачных, ико­на на клад­би­щенс­ком крес­те, крест­ный ход с ико­ной, во­инс­кая при­сяга пе­ред ико­ной, унич­то­жение икон и ко­щунс­тво над ни­ми, ико­нопо­чита­ние и его осо­бен­ности в пет­ровс­кие вре­мена, ико­на и об­раз Бо­жий в че­лове­ке, на­конец, ико­на и кар­ти­на или восп­ри­ятие ре­лиги­оз­ной жи­вопи­си сквозь приз­му русс­кой ико­ны.

http://www.pra­vos­la­vie.ru