Если бы люди видели себя в зеркале во время ссор, то, наверное, поняли бы, что таким образом не добьешься большей любви и понимания. Страшными гримасами гнева и ненависти невозможно пробудить нежные чувства, которых многим так не хватает в браке. А если еще задуматься о том, какими словами сопровождаются эти яркие «декорации» и в чьем присутствии, то вообще непонятно, чего можно добиться путем конфронтации и агрессии, кроме обиды, отчуждения, а иногда и осуждения нас нашими детьми. Не смотря на это, мы продолжаем наступать на те же грабли, думая, что кто-то другой обязан убрать их с нашего пути.
Конфликты неизбежны, пока мы не захотим научиться их избегать, обходить острые углы, слушать и понимать что от меня хочет мой супруг. Мы страдаем, от того, что нас не понимают, забывая, что это взаимно. Во время ссоры каждый стремится обвинить другого и оправдать себя. Но ведь так мы, ни чем не отличаемся от неверующих, кроме обрядовой части и показной религиозности.
Супругам поможет вот что: ни один из них не должен оправдывать себя. Если каждый из супругов оправдывает себя, то сколько бы духовных книг они не прочли, пользы не получат.
Старец Паисий Святогорец.
«Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести , как о них говорят другие».
Императрица Александра Феодоровна
Семья – это место практического христианства, работы над собой, а не над супругом. Если мы не хотим применять на практике то, что заповедал Господь, чему учат святые отцы, то мы – гордые теоретики, надмевающиеся своими знаниями и пытающиеся всех вокруг вразумить.
Иногда, увлекаясь своими попытками «построить» отношения пилой или кувалдой, супруги даже не задаются вопросом: «А может это моя вина, может это я что-то делаю не так?» Они бывают настолько уверены в своей правоте, что, когда начинаешь открывать им глаза, искренне удивляются.
Например, во время консультации женщина спрашивает, что делать, если муж сердится всякий раз, когда просит деньги, а она в ответ спрашивает у него отчета, куда он дел и как потратил предыдущую сумму. При этом деньги зарабатывает муж и отдает всю зарплату ей. Она не согласна с мнением мужа, что главой их семьи является она и очень удивлена, что я подтвердила его правоту. А что удивительного, ведь деньги – эквивалент власти! Не зря ведь в народе говорят: «Кто платит деньги, тот заказывает музыку». В ответ на мои аргументы жена оправдывается, говоря, что и батюшка ей сказал, что женщина лучше разбирается, как тратить деньги и, поэтому она и должна ими распоряжаться. Она недоумевает от того, что я называю ее попытку оправдаться рекомендацией батюшки еще одной серьезной ошибкой в супружеских отношениях. Нельзя делать крайними священников и принуждать мужей подчиняться их распоряжениям (так это выглядит). Ведь можно отбить всякое желание супруга ходить в церковь или на исповедь, да еще и неприязнь посеять в его сердце. Вот чего можно добиться своей самоуверенностью и упрямством. И таких случаев, к сожалению, много.
Часто мы, женщины, удивляемся, какими вспыльчивыми могут быть мужчины из-за малейшего пустяка. «А что я такого сказала?», – возмущается женщина, не задумываясь сколько раз она его провоцировала до этого своими замечаниями, комментариями, контролем или другими методами, добиваясь своего.
Одна из самых распространенных причин конфликтов между супругами – это несогласие в вопросах воспитания детей и отношения к ним и их запросам. Причем возраст детей не имеет значения. Как правило, сердобольные мамы выступают против отцовской строгости, прямо на глазах у детей, не задумываясь в порыве инстинкта о том, что рушат авторитет отца и сеют семена хамства и эгоцентризма в сердцах собственных детей. Дети, привыкшие к материнскому покровительству, ловко манипулируют родителями в своих целях и, вольно или невольно, провоцируют конфликты между ними снова и снова. Так замыкается порочный круг отношений, пропитанный гуманистическими идеями воспитания. Но это отдельная тема. Если мы хотим избежать конфликтов в этой сфере, то нужно прекратить разногласия при детях и, тем более адвокатскую практику. Задача матери – поднимать авторитет отца и хранить его при любых обстоятельствах, если не хотим вырастить хамов. Ной был на самом деле пьян и наг, но это не послужило оправданием для Хама и не спасло его от проклятия. Будем же мудры и внимательны к тому, какой путь мы вымощаем детям нашими «благими намерениями», заботясь о их благополучии. Если же не хватает материнской мудрости – будем неустанно просить ее у Матери Божией – Благой Воспитательницы, воспитанной во святая святых.
Еще одна причина ссор – это, когда женщина не выдерживает мужского безделья или безответственности и затевает скандал. Зачастую, при более тщательном рассмотрении причинно-следственных связей, выясняется, что женщина сама взяла все в свои руки и под свой контроль, отбив всякую инициативу и желание что-то делать. Вместо того, чтобы вдохновить – плохие прогнозы, вместо благодарности – недовольства и упреки, вместо внимания к пришедшему с работы мужу – жалобы на свою участь и т.д. «А за что благодарить? Это же его обязанность – обеспечивать семью!», – говорит женщина, жалуясь на плохие отношения с мужем. Вот поэтому отношения и плохие, потому что про отношение к человеку забываем, а помним про его обязанности. Благодарность – это хорошее отношение к тому, кто тебя обеспечивает или варит еду и стирает, будь то муж или жена, а неблагодарность – признак эгоизма и потребительства. Необязательно при этом говорить без конца спасибо, хотя и в этом многие нуждаются, как в проявлении внимания; важнее сердечное состояние, внимательность и чуткость, поступки из благодарности.
Говоря о плохих отношениях мы в основном подразумеваем плохое отношение к нам, забывая об основном правиле взаимоотношений, установленном Самим Господом:
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12)
Это значит, что если хочешь внимания к себе – уделяй внимание ближнему, хочешь понимания – постарайся понять и влезть, что называется, в его шкуру; хочешь уважения – уважай, благодарности – благодари: какое отношение посеешь – такое и пожнешь. Мы же не сеем, а требуем урожая или сеем скупо, скупо и пожинаем.
Для того, чтобы изменить свое негативное отношение к близкому человеку на позитивное, нужно смотреть под другим углом, замечать добро, а не зло.
Если мы всегда будем ЗАМЕЧАТЬ доброе, то наша жизнь станет ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ!
Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют. Как же научиться видеть хорошее и не зацикливаться на плохом? Для этого можно применять один простой метод. Выпишите на листе бумаги (желательно на большом) все плюсы своего супруга, а на другом листе все его минусы. После этого все его минусы надо простить, только сделать это не абстрактно, а молитвенно, как сказано в Евангелии: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого…» (Мк11:25) Выглядит это примерно так: «Господи, я прощаю своему мужу / жене (имя) раздражительность, гнев, невнимательность, безответственность и т.д. (согласно приготовленному списку минусов)… И Ты, Господи, прости ему / ей все эти согрешения и помилуй его». Важно понять, что прощать надо согрешения, а не человека, за обижающего человека надо молиться, как сказано в Писании: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». (Лк.6:28)
А прощать надо согрешения, по слову Господа Иисуса Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6: 14-15)
В этом отрывке Евангелия трижды повторяется слово согрешения и оно специально мной выделено, чтобы акцентировать внимание на том, что именно нужно прощать. Прощая людей, а не их плохие поступки , мы так и носим в своей памяти то зло из-за которого страдают наши отношения. Кроме того и нам не прощается то, что мы делаем. И если на исповеди мы и стараемся тщательно перечислить все свои грехи, а чужие при этом так и носим за пазухой, не прощая их, то, к сожалению, нет нам пользы от нашего старания очиститься.
Хочешь и любишь, чтобы Господь прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует. Авва Дорофей
Вообще, прощение обид – это серьезная и глубокая тема для практического семинара или целого ряда статей, которые со временем будут выложены в семейной рубрике. А пока, как говорится, надо делать то, что правильно, потому, что это правильно, и делать это правильно!
Вернемся к спискам плюсов и минусов. Простив все минусы, порвите это, как священник на исповеди, а список плюсов супруга сохраните. Но не стоит его далеко прятать, а лучше обратить внимание на то ценное, что есть в родном человеке, задуматься и поблагодарить Бога за все это добро. Делайте это, как можно чаще и вы увидите, что список начнет расти.
«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем ни когда ни в чем не нуждается».
Старец Николай Гурьянов
Благодарность всегда является залогом добрых отношений с ближними и даже с Богом!
Для тех же, чьи отношения в семье стали невыносимыми, кто пребывает во взаимной ненависти и ожесточении, тоже есть выход. Просите Матерь Божию, чтобы умягчила ваши сердца и сердца ваших близких, обращаясь к ее дивному образу «Семистрельная» в чтении акафиста или в короткой но очень сильной молитве, приведенной ниже. Говоря откровенно, вряд ли кто-то не нуждается в помощи Пресвятой Богородицы, тем более, что Она всегда отвечает на наши просьбы.
Тропарь, глас 5-й:
Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
В завершении хочется сказать словами святителя Григория Богослова:
«Хорошо жене почитать Христа в лице мужа; хорошо мужу не бесчестить церковь в лице жены»
Елена Триандофилова