Нерадение о детях больше всех грехов

(Заметки православного педагога)

«Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам.

А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной?

Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог.

Что же вы хотите от Бога, если сами не радеете о детях ваших?»

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Образовать, сохранить, очистить образ Божий в современном человеке, приблизить его к первозданной святости сегодня возможно только через разрушение привычно искаженных представлений человека о взаимоотношениях между Богом и человеком, между человеком и обществом, государством и школой, учителем и учеником, родителями и детьми. Это разрушение стереотипов требует еще и одновременного созидания – созидания чистого, благочестивого и благоговейного отношения к делу образования и воспитания детей в духе Православия.

Русская, российская и позже – советская педагогика долгое время сохраняла в своей основе именно православные корни и традиции. Эти корни и традиции были узнаваемы еще в облике советской школы 50-х годов, они оставались незримо в содержании отечественного образования непобежденными даже в эпоху диалектического материализма. И они искоренены, исчезли из современной педагогической науки, практики образования и воспитания под влиянием внешне вроде бы далеко отстоящих от школы и педагогики явлений, которые были навеяны нашей культуре с Запада еще в эпоху т. н. «оттепели». Например, вместе с проникновением в мировоззрение интеллигентного человека 60-х гг. эстетических ценностей экзистенциализма среди наших соотечественников стали нормальными замкнутость, разобщенность личностей, т.н. аутизм (aytoe – сам); насаждая, развивая в юношестве образное, ассоциативное мышление через кинематограф, современную живопись и поэзию, музыку, пришедшие с Запада, мы погружали наших детей в мир грез, в мир никуда не ведущих романтических порывов и мечтаний; в нескольких поколениях наших детей склонность к удовольствиям и наслаждениям развилась в осознанную распущенность под влиянием благодушного доктора Б. Спока, определившего характер домашнего воспитания городских детей с конца 70-х годов до наших дней, а такая демократическая, такая свободомыслящая газета как «Семья» довершила растление сознания наших родителей громкой многолетней публикацией «Энциклопедия сексуальной жизни». При тщательном рассмотрении даже существующие в сегодняшней практике гимназий, лицеев, спецшкол жесткие правила психологического тестирования учащихся по многочисленным зарубежным тестам, рейтинги учащихся и учителей продолжают дело разрушения традиционных в отечественной педагогике отношений «учитель – ученик», в основе которых всегда были благоговейное отношение ученика к учителю и нравственно-ответственное, совестливое отношение учителя к ученику.

Что на деле насаждается сегодня в умах, сердцах, душах наших детей?

Современная отечественная, по преимуществу русская (в силу исторических причин), педагогика давно идет на поводу западных педагогических технологий, в основе которых – известные философские и – как следствие их – психологические системы, чуждые Православию, чуждые бережному отношению к целостности, целомудрию личности. Так называемые инновационные формы и методы обучения и воспитания на деле развивают мышление дробное, в котором целостный мир предстает в сознании ребенка как в разбитом и вновь склеенном зеркале – он вроде бы собран из соответствующих друг другу осколков, но искажен до неузнаваемости из-за «склеенности».

Содержанием современного гуманитарного образования постепенно вводится в подсознание подростка: во-первых, стойкий образ «похитителя божественного огня», героя, идущего по пути познания тайн мироздания – наперекор Богу;

во-вторых, столь же стойкий образ героя-колдуна, мага, чародея, побеждающего всех только силою своих выдающихся способностей, героя-одиночки, который противостоит стихии мира – без Бога;

в-третьих, образ неформала-разрушителя закостеневших (“кондовых”) норм жизни и поведения в обществе. Поразительно, что зэковский жаргон и молодежный слэнг панков/хиппи 70-80 гг. уверенно входит в нормы языка на радио и TV. Богомерзкий образ грядущего антихриста исподволь облекается в приятные, притягивающие и завораживающие одежды всемогущего кумира. Добро и зло не просто меняются местами, – уже зло и безобразное становятся эстетической и нравственной ценностью. Сегодня очень трудно, почти немыслимо объяснить человеку, страстно увлеченному модным жанром «фэнтези», что каждый новый том с таким трудом добытого им романа о подвигах какого-нибудь «ведьмака» толкает его в пропасть нравственной и духовной беспринципности, а в худшем случае – на путь надмевающего волхвования, опасной игры с демонами.

В свою очередь, выводятся из школьного обихода такие привычные даже 20-30 лет назад понятия идеала, совести, самопожертвования, любви к человеку, отечеству, и уж совсем не предполагаются понятия истинной христианской нравственности и любви к Богу.

Учебный материал на страницах учебников литературы, истории, языка построен таким образом, что в них нет ясной и понятной иерархии ценностей в отборе и анализе событий, произведений; литература отторгнута от отечественной истории; история отчуждена от традиций духовной культуры; родной язык (будь то русский или другой язык) рассматривался отдельно от историко-культурных и духовно-нравственных процессов; учащимся начальных и средних классов предлагается калейдоскоп произведений из черного юмора, абсурда, апологии смешной смерти, небезопасной игры слов, рядом с которым раздел «Духовная литература» кажется случайным и неуместным. Общая тенденция таких учебников – отчуждение детей от Бога и человека, от ценности человеческой жизни, дарованной Богом, что готовит ребенка к восприятию мира, в котором закон абсурда, бессмыслица подчиняет себе все: и нравственность, и религию. Теперь становится понятным происхождение своеобразной «агрессивной индифферентности» (безразличия хищника) в современном подростке: он ко всему безразличен, равнодушен, кроме своего собственного удобства, удовольствия наслаждения.

Там, где нет Бога и поисков путей к Нему, обязательно воссядет диавол, – так и происходит: у современной личности восприятие мира – не цельное, монолитное, а дробное, расстроенное; понимание мира – искаженное, безбожное, а не основанное на знаниях об абсолютных богооткровенных истинах; мировоззрение – индифферентное и агрессивное; в целом личность современного молодого человека страдает самозамкнутостью. Мышление такой личности – без Бога и Церкви – трагическое, безысходное.

Психология личности, воспитанной и образованной в духе безбожия и прямого или скрытого оккультизма, вся подчинена поискам средств удовлетворения телесных, чувственных движений или собственной гордыни, пустого любопытства, мистических опытов над собой и своими ближними.

В интеллектуальной сфере при таком образовании и воспитании нет и не может быть активной силы суждения (Ив. Ильин), т.е. нет оснований для того, чтобы сложились чистые и целомудренные вкусы, воззрения и убеждения, нет чистоты настоящего мышления, нет нравственно ответственной, творческой самостоятельности, – все трафаретно-заемное, ведущее в будущем молодого человека в лучшем случае в серые клерки при заграничном дяде.

Кто заинтересован в полной духовно-нравственной деградации нашего общества, кому нужны (удобны!) индивидуумы, произошедшие от обезьяны, а не ведущие свою родословную от первозданного Адама? Кому удобны люди, отчужденные от духовно-нравственных, религиозных, историко-культурных ценностей, созданных и сохраненных Православием? Кому нужны люди без здоровой нравственной ориентации?

Богоборческая мысль породила страшную, демоническую сущность атеистического воспитания. Исторический опыт Отечества показывает: цель и последствия такого воспитания – уничтожить Православную веру и Церковь под всяким благовидным предлогом, обезоружить личность перед угрожающим лицом греха и растления, оторвать человеческие души от спасительного учения истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Если же мы хотим приостановить этот разрушительный процесс, протянуть руку помощи и спасти еще несколько конкретных душ, нам необходимо понять, что вне православного воспитания – нет спасения.

Каждому учителю следует помнить, что его служению после священнического является высшим служением людям на земле, и что на учителе лежит колоссальная ответственность перед Богом и людьми за воспитание конкретных душ» (Игумен N).

Современному православному учителю предстоит неимоверный труд на пути преодоления собственных стереотипов, на пути отказа от таких заманчивых способов активизации мыслительной деятельности учащихся, как манипулирование чувственным восприятием мира у детей, активное внедрение в их подсознание, от ставки на эмоциональную «раскрепощенность» подростков; предстоит не менее тяжкий труд глубокого, тщательного изучения учебных программ, методик, самих учебных текстов – с целью очищения их от всего, что вредит развитию цельной, чистой, любящей Господа личности, от всего того, что искажает образ Божий в наших детях. Это процесс болезненный, потому что мы имеем дело с тем случаем, когда грех сросся с нами, стал частью нашей и наших детей разрушенной природы, и нужно хирургическое вмешательство, чтобы отсечь больное, истлевшее и сохранить, уберечь от растления целое. Церковность, жизнь в благодати Всесвятого Духа, Святой Церкви нашей, исполнение установлений апостолов и святых отцов, приобщение к Таинствам Церкви, особенно покаяние – вот целительные средства.

Произволу ложных, лжеименных ценностей демократии и гуманизма в образовании и воспитании православный учитель может – и должен! -противопоставить педагогику, проникнутую духом Православия, духом святоотеческих учений, духом послушания Богу. В первую очередь учителю, решившему встать на этот путь тяжелейшей борьбы со грехом, следует вернуться в лоно Св. Церкви.

«Свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание, дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых» (Прем. 6, 10,7,15).

Предстоит вам, православный учитель, тщательно изучить труды свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия (Брянчанинова) о православной психологии и нравственности, обратиться к опыту русской педагогической мысли прошлых веков, руководствоваться во всяком своем профессиональном поиске советами святых отцов Церкви, начиная с первых веков христианства; не следует бояться таких кажущихся нам суровыми заглавий, как «Аскетические опыты», «Начертание христианского нравоучения», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Только здесь, в трудах святых учителей Церкви, в наставлениях, подтвержденных их собственных опытом и подвигом, можно найти подробное изложение законов развития благочестивой личности, применимых в нашей педагогической практике во всей полноте.

Предстоит еще огромная работа по воспитанию и православному педагогическому образованию православных родителей. Но это уже следующий этап борьбы за души людей, потерявших и ищущих связь с Богом.

И. Истелюева

Источник:

«Свет Православия в Казахстане»

Издание Алматинской епархии 2002 г. №2(87), С.24-26

Школа. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVIIв. Государственный Исторический музе