КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ.

 Крещение ГосподнеВ этот празд­ник Цер­ковь сви­де­тель­ству­ет о яв­ле­нии но­во­го та­инс­тва – Кре­ще­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях этих дней преж­де все­го об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на пре­емс­твен­ность двух ве­ли­ких празд­ни­ков – Рож­дест­ва Хрис­то­ва и Кре­ще­ния Гос­под­ня, ко­то­рые до се­ре­ди­ны IV ве­ка празд­но­ва­лись в один день – 6 ян­ва­ря: «Из Де­вы воз­си­явый в Виф­ле­еме пло­тию, ко Иор­да­ну ны­не тщит­ся, сквер­ну от­мы­ти зем­но­род­ных».

 Та­инс­тво Кре­ще­ния тес­но свя­зы­ва­ет­ся с Воск­ре­се­ни­ем Хрис­то­вым: «Со Мною аще кто сни­дет и спог­ре­бет­ся Кре­ще­ни­ем, со Мною сла­вы нас­ла­дит­ся и Воск­ре­се­ния – Хрис­тос ны­не воз­ве­ща­ет».

 И, окан­чи­вая предп­разднство Бо­го­яв­ле­ния, Цер­ковь осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет связь меж­ду Рож­дест­вом Хрис­то­вым, Кре­ще­ни­ем и Воск­ре­се­ни­ем Его: «Вос­по­им, лю­дие, Рож­ден­но­му от Де­вы и в ре­це крещ­ше­му­ся Иор­да­не и к Не­му во­зо­пи­им: Ца­рю вся­кия тва­ри, да­руй нам не­осуж­ден­но, чис­тою со­вес­тию вер­но дос­тиг­ну­ти Твое Свя­тое из мерт­вых трид­нев­ное вос­та­ние».

Чем оз­на­ме­но­ва­лось на­ча­ло об­щест­вен­но­го слу­же­ния Спа­си­те­ля, что про­изош­ло при Кре­ще­нии Гос­по­да Иису­са Хрис­та?

Преж­де все­го «Тро­ицы яв­ле­ние во Иор­да­не бысть». Бог Отец сви­де­тель­ству­ет с не­ба: «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, о Нем­же бла­го­во­лих»; Бог Сын кре­ща­ет­ся по че­ло­ве­чест­ву; Бог Дух Свя­тый в ви­де го­лу­би­не нис­хо­дит на Кре­ща­емо­го. Этим ут­верж­да­ет­ся ве­ра в Прес­вя­тую Тро­ицу и ве­ра в Бо­жест­во Иису­са Хрис­та: «Бог Сло­во яви­ся пло­тию ро­ду че­ло­ве­чес­ко­му» От­сю­да и дру­гое древ­нее на­име­но­ва­ние празд­ни­ка – Бо­го­яв­ле­ние (греч. – Епи­фа­ния, Фе­офа­ния).

Бу­ду­чи безг­ре­шен, Иисус Хрис­тос не нуж­дал­ся в кре­ще­нии, как очи­ще­нии от лич­ных гре­хов, но Кре­ще­ни­ем Сво­им, по вы­ра­же­нию цер­ков­ных пес­но­пе­ний, «по­то­пил в во­дах Иор­да­на гре­хи все­го ми­ра»: «Днесь Вла­ды­ка во­да­ми пог­ре­ба­ет че­ло­ве­чес­кий грех».

Сво­им Кре­ще­ни­ем Гос­подь Иисус Хрис­тос ос­вя­тил ес­тест­во вод­ное: «Днесь вод ос­вя­ща­ет­ся ес­тест­во».

Во­да и зем­ля бы­ли оск­вер­не­ны гре­хом пер­вых лю­дей и гре­ха­ми пос­ле­дую­щих по­ко­ле­ний. «Зем­ля ос­вя­ти­ся Рож­дест­вом Тво­им Свя­тым, Сло­ве, ны­не же вод­ное ес­тест­во бла­гос­ло­ви­ся, Те­бе пло­тию крещ­шу­ся». Вос­по­ми­ная Кре­ще­ние Гос­под­не, Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет и те­перь си­лою Свя­то­го Ду­ха ос­вя­ще­ние во­ды, вку­ше­ни­ем и ок­роп­ле­ни­ем ко­то­рой ве­ру­ющие лю­ди ос­вя­ща­ют се­бя и упот­реб­ля­ют ее, по вы­ра­же­нию цер­ков­ной мо­лит­вы, «на вся­ку поль­зу из­ряд­ну».

В на­ве­че­рие Бо­го­яв­ле­ния и в са­мый день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся Бо­го­яв­лен­ское, или Ве­ли­кое, во­до­ос­вя­ще­ние. Кре­щенс­кая свя­тая во­да на­зы­ва­ет­ся аги­ас­мой (греч. – «ос­вя­щен­ная»), это – ве­ли­кая свя­ты­ня цер­ков­ная. В древ­нее вре­мя это во­до­ос­вя­ще­ние со­вер­ша­лось за ли­тур­ги­ей, как в нас­то­ящее вре­мя ос­вя­ща­ет­ся ми­ро. С дав­не­го же вре­ме­ни кре­щенс­кая во­да наз­на­ча­лась, в част­нос­ти, для при­ня­тия тем, кто по раз­ным при­чи­нам ли­шен был при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин, и су­щест­во­вал осо­бый чин при­ча­ще­ния от Бо­го­яв­ленс­кой во­ды.

Во­да за­ни­ма­ет важ­ное мес­то в на­шей пов­сед­нев­ной жиз­ни. В Но­во­за­вет­ное вре­мя во­да слу­жит ду­хов­но­му воз­рож­де­нию че­ло­ве­ка в жизнь но­вую, бла­го­дат­ную, очи­ще­нию от гре­хов. В раз­го­во­ре с Ни­ко­ди­мом Хрис­тос Спа­си­тель го­во­рит: «Ис­тин­но, ис­тин­но го­во­рю те­бе, ес­ли кто не ро­дит­ся от во­ды и Ду­ха, не мо­жет вой­ти в Царс­твие Бо­жие» (Ин. 3, 5). Сам Хрис­тос в на­ча­ле Сво­его слу­же­ния при­нял Кре­ще­ние от про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи в во­дах ре­ки Иор­дан. В пес­но­пе­ни­ях служ­бы это­му празд­ни­ку го­во­рит­ся, что Гос­подь «очи­ще­ние во­дою ро­ду че­ло­ве­чес­ко­му да­ру­ет»; «Струи ос­вя­тил еси Иор­данс­кия, дер­жа­ву сок­ру­шил еси гре­хов­ную, Хрис­те Бо­же наш…».

Во­до­ос­вя­ще­ние бы­ва­ет ма­лое и ве­ли­кое: ма­лое со­вер­ша­ет­ся в те­че­ние го­да не­од­нок­рат­но (во вре­мя мо­леб­нов, со­вер­ше­ния Та­инс­тва Кре­ще­ния), а ве­ли­кое — толь­ко в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня (Бо­го­яв­ле­ния). Во­до­ос­вя­ще­ние на­зы­ва­ет­ся ве­ли­ким по осо­бен­ной тор­жест­вен­нос­ти об­ря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем еван­гель­ско­го со­бы­тия, ко­то­рое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом та­инс­твен­но­го омо­ве­ния гре­хов, но и дей­стви­тель­ным ос­вя­ще­ни­ем са­мо­го ес­тест­ва во­ды че­рез пог­ру­же­ние в нее Бо­га во пло­ти.

Ве­ли­кое во­до­ос­вя­ще­ние со­вер­ша­ет­ся по Ус­та­ву в кон­це Ли­тур­гии, пос­ле за­ам­вон­ной мо­лит­вы, в са­мый день Бо­го­яв­ле­ния (6/19 ян­ва­ря), а так­же и в на­ве­че­рие Бо­го­яв­ле­ния (5/18 ян­ва­ря). В са­мый день Бо­го­яв­ле­ния во­до­ос­вя­ще­ние со­вер­ша­ет­ся с тор­жест­вен­ным крест­ным хо­дом к ис­точ­ни­кам во­ды, из­вест­ным под наз­ва­ни­ем «хо­да на Иор­дан».

При­ме­не­ние свя­той во­ды в пов­сед­нев­ной жиз­ни пра­вос­лав­но­го хрис­ти­ани­на дос­та­точ­но мно­го­раз­лич­но. К при­ме­ру, ее упот­реб­ля­ют на­то­щак в не­боль­ших ко­ли­чест­вах, обыч­но вмес­те с ку­соч­ком прос­фо­ры, осо­бен­но это от­но­сит­ся к ве­ли­кой аги­ас­ме (во­де, ос­вя­щен­ной на­ка­ну­не и в са­мый день празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня), кро­пят свое жи­ли­ще.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той во­ды яв­ля­ет­ся то, что, до­бав­лен­ная да­же в не­боль­шом ко­ли­чест­ве к во­де обыч­ной, она со­об­ща­ет бла­го­дат­ные свой­ства и ей, по­это­му в слу­чае нех­ват­ки свя­той во­ды ее мож­но раз­ба­вить прос­той.

Нель­зя за­бы­вать, что ос­вя­щен­ная во­да – это цер­ков­ная свя­ты­ня, с ко­то­рой соп­ри­кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия и ко­то­рая тре­бу­ет к се­бе бла­го­го­вей­но­го от­но­ше­ния.

Свя­тую во­ду при­ня­то упот­реб­лять с мо­лит­вой: «Гос­по­ди Бо­же мой, да бу­дет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя во­да во ос­тав­ле­ние гре­хов мо­их, в прос­ве­ще­ние ума мо­его, в ук­реп­ле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных сил мо­их, во здра­вие ду­ши и те­ла мо­его, в по­ко­ре­ние страс­тей и не­мо­щей мо­их по безп­ре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Тво­ему мо­лит­ва­ми Пре­чис­тыя Тво­ея Ма­те­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь».

Хо­тя и же­ла­тель­но — из бла­го­го­ве­ния к свя­ты­не — при­ни­мать Бо­го­яв­ленс­кую во­ду на­то­щак, но по осо­бой нуж­де в по­мо­щи Бо­жи­ей — при не­ду­гах или на­па­де­ни­ях злых сил — пить ее мож­но и нуж­но, не ко­леб­лясь, в лю­бое вре­мя. При бла­го­го­вей­ном от­но­ше­нии свя­тая во­да ос­та­ет­ся све­жей и при­ят­ной на вкус дол­гое вре­мя. Хра­нить ее сле­ду­ет в от­дель­ном мес­те, луч­ше ря­дом с до­маш­ним ико­нос­та­сом.

Сво­им схож­де­ни­ем в во­ды Иор­да­на Гос­подь, по вы­ра­же­нию цер­ков­ных мо­литв и пес­но­пе­ний, «гла­вы та­мо гнез­дя­щих­ся сок­ру­ши зми­ев», то есть по­ра­зил ис­кон­но­го вра­га ро­да че­ло­ве­чес­ко­го – ди­аво­ла в его сок­ро­вен­ном убе­жи­ще, в во­де, как об этом про­ро­чест­ву­ет Да­вид, го­во­ря: «Ты стерл еси гла­вы зми­ев в во­де» (Пс. 73, 13).

Сво­им Кре­ще­ни­ем Иисус Хрис­тос по­ло­жил на­ча­ло спа­си­тель­но­му та­инс­тву прос­ве­ще­ния ве­ру­ющих – Кре­ще­нию, яв­ля­юще­му­ся обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем (Ин. 3, 5) при­над­леж­нос­ти ве­ру­ющих к Церк­ви Бо­жи­ей: «Днесь ве­се­ли­ся, Хрис­то­ва Цер­ковь, во­дою бо и Ду­хом сы­но­ве Те­бе ро­ди­ша­ся».

Та­ким об­ра­зом, в Рож­дест­ве Спа­си­те­ля че­ло­век со­де­лал­ся при­част­ни­ком Его по пло­ти, по­лу­чив в та­инс­тве При­ча­ще­ния Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых пи­щу и пи­тие бесс­мер­тия. В Кре­ще­нии Хрис­то­вом че­ло­ве­чест­во при­об­щи­лось Его Бо­жест­вен­ной бла­го­да­ти, по­лу­чив в та­инс­тве Кре­ще­ния ку­пель жи­вой во­ды, при­во­дя­щей в жизнь веч­ную.