“Гроб Господень и Голгофа, которые находятся в Иерусалиме, подлинные, хотя сам город в том виде, в каком он был во времена Христа, не сохранился”, – заявил заместитель заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии священник Александр Тимофеев.
“Очертания города очень сильно изменились: это и не римский город, и не иудейский город – накапливался большой археологический слой, поэтому реальный Иерусалим времен Спасителя, который мы хотели бы видеть, на пять-семь метров ниже нынешних улиц”, – заявил он в эфире программы “Фома” на радио “Говорит Москва”.
По словам священника, нынешние границы города – это границы времен крестоносцев, их стена. Он напомнил, что Иерусалим неоднократно уничтожался практически до основания, в том числе римскими солдатами в 70 г., при императоре Андриане в 135 г., персами в 614 г. Однако, продолжил отец Александр, Голгофу, скалу, где был распят Спаситель, по каким-то причинам не стесали, сохранили. Подлинным является и крест Господень: его нашли в цистерне: в таких емкостях в древних городах запасали дождевую воду.
“Поскольку Иерусалим находится в засушливом месте, если заранее не запастись водой, то пить будет нечего. И вот в эту цистерну (по назначению она не использовалась, так как пострадала во время землетрясения) сбросили кресты распятых на Голгофе. Там они пролежали больше двух столетий. Их нашли не за один раз, активно их стали искать после Миланского эдикта 313 г.”, – сообщил библеист.
“Когда кресты нашли, их начали возлагать на больных, умерших, и чудо стало происходить только от одного креста, что засвидетельствовано при огромном скоплении народа. Что касается храма Гроба Господня, то в IV веке он занимал в два раза больше площади. Его нынешняя центральная архитектура относится к временам крестоносцев, к XII веку. При этом колонны в храме византийские, IV века. А что касается кувуклии в центре храма, то это постройка начала XIX века”, – заявил священник.
По его словам, доказана подлинность и Гроба Господня. Как пояснил эксперт, могилы богатых людей – это всегда были семейные склепы. Могила же Христа уникальна по своим признакам, поскольку она у стен Иерусалима, значит, принадлежит богатому человеку, претендовать на нее у города мог только состоятельный человек. Поскольку у Христа денег не было, ему мог отдать ее иудейский старейшина Иосиф Аримафейский, который следовал учению Спасителя. “Если бы мы на этом месте ожидали могилу богатого человека, она была бы большая, разветвленная, а она имеет только одно ложе, значит, она использовалась только один раз, это абсолютное исключение. Как делали: было ложе, клали туда тело человека, тело истлевало, приходили после этого, кости брали, омывали розовой водой, очищали, клали в специальные ящики, и ящик этот ставили на полочку, потом клали другого человека”, – рассказал отец Александр. По всей видимости, продолжил он, Иосиф Аримафейский, которому принадлежал этот склеп, не дерзнул больше никого там хоронить. Причем могила самого Иосифа Аримафейского тоже была найдена, в стороне.”Поэтому сам Гроб Господень абсолютно подлинный, представляет собой исключение. Снаружи стесали часть, но внутри видно, что он из пещеры, причем состоит из двух частей, были такие двухчастные пещеры, снаружи их огромным камнем закрывали. Поэтому жены-мироносицы недоумевали, кто отвалит нам камень. Четыре взрослых мужчины с трудом могли бы”, – отметил священник.
Что касается камня помазания (расположен при входе в храм Гроба Господня), на который, как многие считают, положили тело Иисуса после снятия с креста, – “это очень условно, это изображение, просто икона такая, он означает, что где-то здесь был камень помазания”. Также не имеет отношения к реальным событиям и Виа Долороса – улица Старого города, по которой, как считается, пролегал путь Христа к месту распятия. Тысячи паломников ежегодно, в Страстную пятницу, следуют по этой улице, как бы повторяя крестный путь Спасителя. “Этот путь проложили в XIV веке францисканцы. Им тогда так показалось. Древний путь, по которому в древние времена ходили византийские паломники, совсем с другой стороны. Он не с севера, от храмовой платформы, а с юга”, – сказал преподаватель МДА. По его словам, этот путь – символ, поэтому он посоветовал русским паломникам “спокойнее к этому относиться”, добавив в то же время, что пройти по Виа Долороса с молитвой не возбраняется.
Как отметил священник, большинство русских паломников и не подозревают, что большая часть древнего Иерусалима находится вне стен нынешнего города – это на юг от современного города, где “совершенно замечательные тоннели водяные, действующие, тоннели царя Иезекии, пробитый под землей источник Хон, дома, здания, предполагаемые остатки дворца царя Давида”. “Эти вещи обычно выпадают из паломнических маршрутов. Вот советую туда зайти, посмотреть эти места. Там по дороге немного выше на горе “церковь петушиного крика”, где апостол Петр трижды отрекся от Спасителя “и отшед плакася горько”. Там идет лестница, по которой ходил Спаситель, это подлинная лестница. Надо вооружаться картами. Не рекомендовал бы, не изучив карту Иерусалима, начинать паломничество”, – посоветовал библеист.