Бои в христианских районах начались сегодня в столице Сирии Дамаске. Эксперты по Ближнему Востоку считают, что если вооружаемые на иностранные деньги террористы захватят власть, сирийских христиан ждет резня.
Как сообщило агентство «РИА Новости», сегодня утром в христианских районах Дамаска Баб Тума и Баб Шарки начались бои между правительственными войсками и вооруженными мятежниками. Сегодня же стало известно, что мятежники получили из Турции первую партию ПЗРК. На фоне поддержки военного переворота странами Запада, а также ваххабитскими Саудовской Аравией и Катаром, положение законного президента выглядит все более угрожающим. В каком положении находятся два миллиона сирийских христиан, поддерживавших законную власть? И что их ждет в случае падения режима? Отвечают эксперт по Ближнему Востоку, писатель Исраэль Шамир (в крещении Адам) и исламовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.
Исраэль Шамир (в крещении Адам): В Сирии начались гонения, но ситуация стабилизируется, если прекратится подпитка мятежников зарубежными деньгами и оружием.
За последние десять лет в Сирии произошли два тяжелых события. Первое — страшная многолетняя засуха, которая ударила по провинции и погнала сотни тысяч людей из деревни в город. Это вчерашние крестьяне, пастухи и бедуины, то есть люди без городских профессий. Вторая проблема и одновременно заслуга медицины – резко стало возрастать население. Это усугубило демографический кризис – в города, чья инфраструктура и так не справлялась, хлынуло еще больше людей. На фоне этих вполне реальных проблем и бурления недовольной молодежи, которая не может найти себе работу, появляются крайне радикальные проповедники. Эти радикалы были воодушевлены не просто суннитами, а группами крайне радикального толка, близкими по идеологии к Аль Каеде. Эти проповедники учат, что проблемы возникли от того, что народ не соблюдает Сунну (правила образа жизни), а у власти еретики-алавиты. Такое разжигание помогло проблеме приобрести религиозный характер.
В Сирии заметную роль во власти играют члены одной этнорелигиозной общины — алавитов. Алавитов можно назвать шиитами лишь очень условно. Это особая группа, которая ведет свой род от потомков крестоносцев, многие из ее членов выглядят на европейский манер. Это одна из коренных общин Ближнего Востока: алавиты живут и в Турции, и в Иране, и в Сирии. В свое время у французов даже был план создать для них отдельное государство, подобно тому, как они создали отдельное государство Ливан для моронитов. Несмотря на то, что Алавиты играют заметную роль в режиме Башара Эль-Ассада, сложившийся режим — это режим светский, а не режим одной секты. По крайней мере, он себя не позиционирует алавитским. И, хотя в верхах действительно скопились люди одной этнорелигиозной группы, в сирийской армии всегда было суннитское большинство. Также как и во многих других структурах власти сунниты были представлены широко. Так что, когда говорят, что Алавиты правят Сирией, это все равно, что сказать, что евреи правили Советским Союзом. Ну да, много было конечно евреев в ЦК, или еще где, но сказать, чтобы прямо правили – это перебор.
Что касается христиан, то они были хорошо вписаны и в прежнюю структуру сирийского общества, до победы правящей партии Баас. То есть нельзя сказать, что они пришли к власти вместе с Алавитами а до этого были нигде. И раньше, в оттоманской Сирии, христиане тоже были неплохо представлены. Были у них и проблемы, но у кого их нет? Поэтому они поддерживают нынешний режим, но не так чтобы сильно больше, чем все предыдущие. Так что оснований для того, чтобы воевали именно с христианами, в общем-то, нет. В Сирии Христиане — это местные люди, которые живут там испокон веков, вписаны в общество и себя ему не противопоставляют.
Но сейчас проповедники, которые для свержения режима декларируют борьбу за чистоту ислама, стали давить на христиан и положение у последних довольно тяжелое. Да, среди мятежников есть люди, которые говорят, что они «воюют не с христианами», но реально в стране начались гонения. Уже есть убитые священники, разрушенные церкви, происходят массовые депортации. Самая массовая депортация была устроена в Хомсе – одном из крупнейших городов Сирии. В городе былин найдены несколько грузовиков с людьми, которых не успели вывезти. Им связали руки и расстреляли. По сообщению католического информагентства Фидес, город покинули 138 тысяч христиан, их дома были уничтожены. Один католический священник убит, один получил три пулевых ранения. Пятеро католических священников были вынуждены бежать. Сейчас под ударом находятся все христиане: и католики, и до халкидонские общины, и православные христиане. И страдают они не потому, что они сами себя ангажировали как сторонников режима. Христианам нет особого интереса ни поддерживать режим, ни выступать против него. Они страдают по вине отчаянного богословского порыва мятежников. На них нападают, они бегут – об этом говорят все. Мятежники требуют, чтобы христиане ушли из Сирии. А ведь это два миллиона жителей страны.
В этой ситуации, как мне кажется, в первую очередь нужно оказывать давление на Саудовскую Аравию и Катар, которые наиболее активно помогают мятежникам оружием и деньгами. Им нужно объяснить, что не боевики будут нести ответственность за происходящее, а именно эти две страны. Нужно принять как можно более жесткие меры, чтобы эти две страны поняли, что христиане не будут смиряться с массовыми убийствами своих единоверцев. Иначе Сирия рискует превратиться во второй Ирак, где до американской оккупации было около миллиона христиан. В результате оккупации они стали беженцами или были убиты.
Алавиты сейчас находятся в таком же положении. А ведь и алавитов в стране миллионы. Я опасаюсь, что если не остановить происходящее, то страна рискует превратиться в кровавую баню. На месте российского МИДа я бы сделал представление Саудовской Аравии, Катару и Турции, которая также возможно причастна к финансированию мятежников, или выступил совместным демаршем с Ватиканом, который уже высказался по этому поводу. Пока что режим Асада справляется, и если прекратится подпитка террористов оружием и деньгами из Саудовской Аравии и Катара, то ситуация бы стабилизировалась.
Роман Силантьев: Если ваххабиты придут к власти, христиан в стране не останется
События в Сирии складываются по известному сценарию – ваххабиты напали на местные власти, и пока что побеждают. И если они победят, христиан в стране не останется, как и шиитов. Ситуация, к сожалению, очевидная. Мы можем говорить об этом с уверенностью, потому что в ваххабитских странах христиан не остается – такова правда жизни. Так, в Саудовской Аравии и в Катаре христиане если и остались, то только на территории посольств или других экстерриториальных образований. А именно Саудовская Аравия и Катар являются инициаторами агрессии в отношении Сирии. Это их люди под видом местных жителей устраивают так называемую гражданскую войну, которая является войной террористов против законного правительства Сирии. Ваххабиты ненавидят христиан и уничтожают их при первой возможности.
Что нужно сделать, чтобы защитить сирийских христиан? Я полагаю, что христиан в Сирии защитить уже никто не может. Америка поддерживает ваххабитов, роль России в Сирии минимальна. Стало быть – христиан спасти там никто не в состоянии. В ближайшем будущем христианскую общину, как это произошло в Ираке, в Сомали или в Ливии, ждет изгнание либо уничтожение. Я был бы рад ошибиться, но ситуация развивается в этом направлении.
Ненависть к христианам находит поддержку не только в самом ваххабизме, но и в поддержке христианами режима Башара Асада. Правящий режим гарантировал христианам жизнь и достойные условия существования, а ваххабиты их или уничтожат или изгонят, поэтому они вынуждены поддерживать правящий режим. У нас ведь когда-то немало христиан и в современной Саудовской Аравии проживало. И не только христиан, но и евреев. И где они сейчас? Кто-то успел сбежать, кто-то нет. Но сейчас по факту христиан или евреев в этой стране не осталось. Это очевидный сценарий, поэтому разумные христиане в Сирии никаких иллюзий насчет своего будущего не строят. Если ваххабиты придут к власти, а все к этому идет, то жить христиане в Сирии не смогут.
Фото: REUTERS/Известия
Кирилл МИЛОВИДОВ
Ситуация в Сирии – мнение экспертов:
Владимир Путин о Сирии: «Иначе будет хаос»
Елена Супонина, политолог: У Сирии появилась «группа друзей» (13.02.12)