«Все глу­пос­ти на зем­ле уже бы­ли со­вер­ше­ны, мы толь­ко их пов­то­ря­ем…»

С началом перестройки в жизни Церкви открывается новая эпоха. Православие выходит из своего вынужденного затвора и начинает воцерковлять постсоветское безбожное государство. Но разрушенное и искалеченное общество приносит в Церковь свои духовно обнищавшие ценности и ультимативно требует от Нее принятия своих идеалов. Задача церкви сегодня – эти ценности духовно возродить, а разрушенные идеалы восстановить.

В этой ситуации возникает соблазн, что проще всего пойти по пути реформации, уступив эгоистическим требованиям:

«Нам не понятен ваш язык – надо от него отказаться».

«Нам тягостны длинные богослужения и вечные посты – надо их сократить».

«Мы не можем нести ваши нравственные нормы – надо их ослабить».

В надежде привлечь широкие слои населения страны, определенная группа церковных деятелей пошла на эти уступки. Однако никаких явных плодов эта политика не принесла. Она лишь породила еще большие претензии со стороны агрессивного либерализма, который обрушил на церковь и Патриарха, через средства массовой информации, потоки грязи и клеветы. Выступления, подобные “Pus­sy Ri­ot”, – это только небольшой эпизод из всей этой тщательно спланированной огромной лавины ненависти.

Кто-то из мудрецов некогда говорил: «Все глупости на земле уже были совершены, мы только их повторяем». История знает огромное количество подобных примеров:


Как русс­кие ли­бера­лы пре­дали Рос­сию в XX ве­ке.


Всеволод Чаплин, 1-й председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата: «Христос и интеллигенция: вчера и сегодня».


Василий Анисимов публицист, Украина: «Pussy Riot явила воинствующее невежество в полной мере». Интервью агентству Интерфакс.

 

Андрей КЛИШАС, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым, судебным вопросам и развитию гражданского общества: «О юридической квалификации “панк-молебна” в храме Христа Спасителя».


Массимо Интровинье, социолог-религиовед, Италия: «На Западе акция “Pussy Riot” была бы однозначно расценена как преступление».