О Православном посте

2012 12 03Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения.

Пост есть также средство выявления страстей и стяжания добродетелей, в первую очередь, добродетели воздержания.

Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…»

Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь. В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост.

Еще у иудеев совершался пост, с молитвой и жертвами (Суд. 20, 26). Пророк Моисей постился на горе Синайской перед принятием закона (Исх. 24, 18). Постился Давид, когда узнал о смерти Саула (2 Цар. 1, 12). Ниневитяне постились при проповеди пророка Ионы (Ион. 3, 5), когда узнали о бедствиях за грехи. И Господь постился 40 дней (Мф. 4, 2). Иудеи во время поста воздерживались от пищи, облекались во вретище, снимали обувь, пеплом посыпали главу, ходили с непомазанной главой. Во время плена Вавилонского постились в воспоминание разрушения храма, разрушения Иерусалима.

2012 12 03 01В православной Церкви посты по своей продолжительности бывают многодневные и однодневные.

Многодневные посты следующие:

1. Рождественский или Филипповский пост (называемый так, поскольку в заговенье его, 14/27 ноября, празднуется память апостола Филиппа). Начинается 15/28 ноября и продолжается по праздник Рождества Христова 25 декабря/7 января. Пост этот установлен в память того, как Сын Божий, по неизглаголанному Своему милосердию к человеческому роду, благоволил соделаться Человеком, избавить нас от работы диаволу, примирить с Отцом и даровать нам Своим пришествием спасение.

2. Великий пост, или святая Четыредесятница, начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит собственно из четыредесятницы – в подражание 40-дневному посту Спасителя, и страстной седмицы – в воспоминание последних дней земной жизни Его, страданий, смерти и погребения Его.

3. Петров или Апостольский пост установлен в воспоминание того, что св. апостолы, по сошествии на них Святого Духа, с постом и молитвою рассеялись из Иерусалима на проповедь Евангелия (Деян. 13, 2); он продолжается всегда до дня празднования святых апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля. Так как начало этого поста зависит от праздника Пасхи, он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шесть недель, при наименьшей – неделю с днем. Начало его восходит к глубокой древности.

4. Успенский пост установлен в честь Божией Матери, в подражание Ей, для выражения любви к Ней. Сама Матерь Божия, готовясь отойти в вечную жизнь, непрестанно постилась и молилась. Пост сей продолжается с 1/14 августа по день Успения Божией Матери 15/28 августа.

Однодневные посты:

а) среда и пяток каждой седмицы. В среду постимся в воспоминание осуждения на смерть Иисуса Христа, а в пяток – в воспоминание страданий, смерти и погребения Спасителя. Пост среды и пятницы отменяется в седмицу после Пасхи и после Троицы – из уважения к праздникам, а также в так называемые святки, то есть период времени в 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (Крещенского сочельника), и еще в седмицу после Недели мытаря и фарисея,  чтобы не подражать фарисею, хвалившемуся постами;

б) день Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября. Хотя этот день относится к числу великих двунадесятых праздников, Святая Церковь установила в него пост, поскольку представляется уместным день почитания Креста, на котором распялся Господь наш, провести в воздержании от плотских и чувственных удовольствий;

в) день усекновения главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября. Пост этот установлен Церковью в честь и воспоминание воздержного жития сего святого, питавшегося акридами и диким медом, а также для того, чтобы охранить христиан от уподобления Ироду в его гибельном невоздержании;

г) в навечерие Богоявления Господня – сочельник. В первые времена христианства в навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а в самый праздник они были причащаемы Святых Тайн – к обоим этим таинствам они приготовлялись постом. По благочестивому обыкновению христиане не вкушают пищи, «дондеже, – как говорится в Церковном Уставе, – освятится водным кроплением и причащением, то есть питием». Водоосвящение же совершается перед вечернею.

Заповедь о совершении постов в определенное время всей Церковью установлена еще Правилами святых апостолов. Вселенские и Поместные Соборы неоднократно подтверждали необходимость соблюдения ее для всех православных христиан. Ведь глава добродетелей – молитва; их основание – пост.