Последняя подготовительная к св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии масляной, масляницей — от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи.
Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.
Песнопениями сырной седмицы Церковь подготовляет нас к подвигу святого поста, полагая “начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение” (понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже “преддверие покаяния”, “предпразднство воздержания”, седмица “предочистительная” (Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1.2).
В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33, стр. 37) (приготовление верующих к св. Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершает таинства Брака).
Уставные особенности сырной седмицы
1. В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.
3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не бывает (разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. 1, Киев, 1903, стр. 139), за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмов праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно: во ВТОРНИК и ЧЕТВЕРГ сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни — без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: “Сподоби, Господи” -ектения: “Исполним молитву”. Но по “Ныне отпущаеши…”, как и в Великом посту, полагается пение тропарей “Богородице Дево, радуйся…”, “Слава: Крестителю Христов…”, “И ныне: Молите за ны, святии апостоли…” и три земных поклона. Далее “Под Твое благоутробие…” (без поклона). Далее, вместо ектений: “Помилуй мя, Боже…” произносится: “Господи, помилуй” (40 раз). После чего “Слава, и ныне”, “Честнейшую херувим”, “Именем Господним благослови, отче”. Священник: “Сый благословен” и читается молитва “Небесный Царю…”, после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”. По “Отче наш” — “Господи, помилуй” (12 раз), священник: “Слава Тебе, Христе Боже…” и прочее, и бывает отпуст.
Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ с великими поклонами.
Особенности великого повечерия в сравнении с великопостными следующие.
В третьей части после канона — “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш” и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем — “Боже отец наших”, “Иже во всем мире”. “Слава: Со святыми упокой”, “И ныне: Молитвами, Господи, всех святых…” (эти тропари помещены в Типиконе. Во вторник вечера сырной седмицы, в Часослове, о малом повечерии см.: Никольский. Цит. соч., с. 585 ; Булгаков. Цит. соч.; с. 772) и прочее последование по Часослову. Тропари “Господи сил, с нами буди” не поются. Отпуст малый (молитва “Владыко Многомилостиво” — не читается). После отпуста — чин прощения: “Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному”. Затем ектения: “Помолимся о Великом Господине…” (см.: Часослов, вседневная полунощница).
В среду и пятницу сырной седмицы на УТРЕНИ:
1) вместо “Бог Господь” поется “Аллилуиа” во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами.
Стихи: “От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли”; “Правде научится живущие на земли”; Зависть приимет люди ненаказанныя”; “Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”.
Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология) (начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совершается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), не читаются);
2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду — 3, 8 и 9, а в пятницу — 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь — к 1-й; 8-я — к 6-й; 9-я — к 7-й (см. Типикон, среда сырной седмицы). Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.
Схема
Дни недели |
Чтение |
Песни |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Понедельник |
Октоих |
нет |
нет |
Канон Октоиха на 8 |
нет |
|
||||
Минея |
на 6 |
Канон Минеи на 6 |
на 6 |
|
||||||
Трипеснец |
на 8 |
Нет |
на 8 |
|
||||||
Вторник |
Октоих |
на 8 |
нет |
на 8 |
на 8 |
на 8 |
на 8 |
на 8 |
нет |
|
Минея |
на 6 |
нет |
на 6 |
на 6 |
на 6 |
на 6 |
на 8 |
на 6 |
|
|
Трипеснец |
– |
на 14 |
|
|
|
|
|
на 8 |
|
|
Среда |
Октоих |
на 4 |
нет |
нет |
на 6 |
на 4 |
нет |
|
||
Минея |
на 6 |
нет |
на 4 |
6 и 8 на 6 |
нет |
|
||||
Триодь |
на 4 |
на 6 |
на 4 |
(7 и 9 песни) песни на 4 |
на 6 |
|
||||
Трипеснец |
нет |
на 8 |
нет |
|
нет |
на 8 |
|
|||
Четверг |
Октоих |
на 8 |
нет |
на 8 |
нет |
Октоих на 8 |
нет |
|
||
Минея |
на 6 |
на 6 |
на 6 |
Минея на 6 |
на 6 |
|
||||
Трипеснец |
нет |
нет |
на 8 |
нет |
на 8 |
|
||||
Пятница |
Октоих |
на 6 |
нет |
на 6 |
на 4 |
нет |
на 4 |
нет |
|
|
Минея |
на 4 |
на 4 |
на 6 (4 и 5 песни) |
нет |
6 и 8 на 6 |
|
|
|||
Триодь |
на 4 |
на 4 |
на 4 |
на 6 |
на 4 |
на 6 |
|
|||
Трипеснец |
нет |
нет |
нет |
на 8 |
нет |
на 8 |
|
|||
Суббота |
Канон храма на 6 и св. Отцев на 8 |
После 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.
Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни.
ЧАСЫ в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу (первый час, по Типикону, совершается вместе с утреней), “Заутра услыши глас мой” и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Великом посту они опускаются) и “поскору” читаются (а не поются) “Блаженны”. В конце — молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу — вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню.
ВЕЧЕРНЯ (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями:
1. после “Свете тихий” поется прокимен, читается паремия и затем — второй прокимен;
2. после “Ныне отпущаеши…” поется тропарь святого Минеи, “Слава, и ныне” — Богородичен по гласу тропаря святого Вместо “Господи, помилуй” (40 раз) священник произносит сугубую ектению: “Помилуй нас, Боже…”. После возгласа — молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: “Всесвятая Троице, единосущная Державо…” Хор: “Буди имя Господне.,.”. Чтец пс. 33-й “Благословлю Господа…”. Хор: “Достойно есть…”. Священник: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Хор: “Честнейшую херувим…”. Священник: “Слава Тебе, Христе Боже…”. Хор: “Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови”. И бывает отпуст (1. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие. 2. Если в среду и пятницу случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком случае состоит с великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пением “Буди имя Господне” произносится молитва св. Ефрема Сирина, а также в конце утрени после ектении “Исполним утреннюю молитву”, т.е. перед “Премудрость” с тремя земными поклонами. Кроме того, эти поклоны бывают на всех часах, а на 6-ом часе — паремия. Литургия служится Иоанна Златоуста в свое время).
В СЫРНУЮ СУББОТУ совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников.
Служба этой субботы бывает с великим славословием.
В СЫРНУЮ НЕДЕЛЮ (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память “от пищи ниспадение Адамово” (Синаксарий сыропустной Недели) — изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.
Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие:
1. В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).
2. Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.
3. В Неделю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом “На реках Вавилонских…”, последний раз. Покаянные тропари: “Покаяния отверзи ми двери…” поются до 5-й недели Великого поста.
4. В сырную Неделю воспоминается изгнание прародителей из рая.
5. На литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17).
Апостол же (Рим., зач. 112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.