Очень многие родители считают наказанием ругань и крик. И удивляются, почему такой сильный раздражитель на ребенка не действует. Но если применять сильные раздражители постоянно, дети перестают их воспринимать. Привыкают же подростки к оглушительному грохоту рок-музыки, и он им вроде бы не мешает, а у взрослого с непривычки моментально разболится голова. Но, конечно, для психики (а в случае с громкой музыкой – и для слуха!) этот бесконечный ор не проходит бесследно. Ребенок становится еще менее управляемым, родителям приходится прибавлять децибелы, отношения в семье совершенно разлаживаются… Так что это не метод.
– Но почему? – не сдаются некоторые. – Почему «не метод»? Мне, например, в детстве для вразумления было достаточно не то, что крика, а строгого маминого взгляда! А тут можно голос сорвать – и никакой реакции…
Когда начинаешь разбирать ситуацию более подробно, обычно выясняется два обстоятельства. Во-первых, маму очень уважали, и потому ей не приходилось прибегать к крику, а достаточно было слегка выразить свое недовольство, чтобы дети взялись за ум. А во-вторых, детей так не баловали, как сейчас. То есть не оставляли их непослушание без последствий. Ребенок рано усваивал, что не реагировать на мамин строгий взгляд или замечание нельзя – будешь наказан. Причем так, что мало не покажется. И до крика просто не доходило.
Родительское порицание имеет вес только тогда, когда родителей уважают. А если это, как во множестве современных семей, скорее напоминает отношения приятелей («я с тобой не вожусь!»), то и порицание утрачивает силу. Нет, конечно, не до конца. Нельзя сказать, что родительская ругань воспринимается ребенком как нечто совсем нейтральное или даже с оттенком плюс. Но в детстве ссоры с приятелями – дело совершенно обычное. Поругались – помирились, вместе – тесно, врозь – скучно. Сегодня один мальчик обзывал другого «дураком» и грозился убить, а назавтра он уже – сама доброжелательность, протягивает вчерашнему врагу машинку, и они весело играют… до следующего конфликта.
Так что если ребенок систематически вас не слушается, не считайте ругань наказанием. И уж тем более – последствием плохого поведения ребенка. Вот увидите, порочный круг куда быстрее разомкнётся, если за очередное опоздание с прогулки вы вместо дежурной нотации и две тысячи двести двадцать второго грозного предупреждения проявите, наконец, твердость и лишите сына недельки на две разрешения гулять во дворе. Причем подадите это не как наказание, а как вполне естественное последствие его безответственности. Раз не умеешь следить за временем и соблюдать договоренности, значит, еще не дорос до самостоятельных прогулок… Что? Ты считаешь, дорос? Но слов мало, их надо подкреплять делами. Давай посмотрим, как у тебя получится хотя бы самостоятельно соблюдать режим дня: не тянуть с уроками, вовремя ложиться спать, успевая без понуканий почистить зубы и собрать портфель. Напиши расписание, повесь на стенку и попробуй его соблюдать.
(из книги Татьяны Шишовой «Ребенок не слушается… Что делать?»)