Грудной возраст

195. Грудной возраст считается с момента рождения и до исполне­ния 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфи­ческих заболеваний (рахит, анемия, инфекции).

В параграфах (пунктах) 5–26 первой главы мы изложили общие характеристики и критерии для наблюдения в этом периоде. Для пости­жения того, как следует оценивать и наблюдать за ребенком в этом пе­риоде мы приводим ниже еще несколько вводных понятий о развитии.

196. Двигательность (мотричность). Вначале положе­ние грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечно­стей. Спонтанные движения имеют характер «работы пе­далями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристал­лизуются отдельные целесообразные движения. Последовательность дви­жений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от осно­вания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рож­дается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:

в возрасте 34 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные дви­гающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;

в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;

в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;

в возрасте 45 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтя­гивают за руки, он держит голову самостоятельно;

в возрасте 5–6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;

в возрасте 67 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;

в возрасте 78 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;

в возрасте 810 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;

в возрасте 1012 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;

в возрасте 1115 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.

197. Восприятие. В первые недели жизни поведение грудного ре­бенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости. Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему хо­лодно или он голоден, или, когда его покой нарушается чрезмерно интен­сивными слуховыми или зрительными возбудителями. Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференци­рует их от других окружающих предметов. Важным органом познания(ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы) ; при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира. Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, коор­динированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким об­разом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды. Помимо основных нужд возникает все увеличиваю­щаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечи­вается постоянное общение с окружающими взрослыми (см. пункт 27).

198. Речь. Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцирован­ные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности. В 8–9 месяцев ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову, когда ему показывают какой-нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повто­ряет, когда ему говорят «па-па».

199. Социальный контакт. Первая положительная реакция по от­ношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт с взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает). Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования. Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени – днем и ночью – на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня. В этой стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм» (см. пункт 26).

По истечении первого года жизни достигнута важная степень раз­вития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.

Автор: Э.Кэпрару, Г.Кэпрару