195. Грудной возраст считается с момента рождения и до исполнения 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний (рахит, анемия, инфекции).
В параграфах (пунктах) 5–26 первой главы мы изложили общие характеристики и критерии для наблюдения в этом периоде. Для постижения того, как следует оценивать и наблюдать за ребенком в этом периоде мы приводим ниже еще несколько вводных понятий о развитии.
196. Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения. Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:
– в возрасте 3–4 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;
– в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;
– в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;
– в возрасте 4–5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
– в возрасте 5–6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;
– в возрасте 6–7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
– в возрасте 7–8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;
– в возрасте 8–10 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;
– в возрасте 10–12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;
– в возрасте 11–15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.
197. Восприятие. В первые недели жизни поведение грудного ребенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости. Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему холодно или он голоден, или, когда его покой нарушается чрезмерно интенсивными слуховыми или зрительными возбудителями. Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференцирует их от других окружающих предметов. Важным органом познания(ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы) ; при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира. Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, координированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким образом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды. Помимо основных нужд возникает все увеличивающаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечивается постоянное общение с окружающими взрослыми (см. пункт 27).
198. Речь. Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцированные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности. В 8–9 месяцев ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову, когда ему показывают какой-нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повторяет, когда ему говорят «па-па».
199. Социальный контакт. Первая положительная реакция по отношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт с взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает). Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования. Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени – днем и ночью – на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня. В этой стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм» (см. пункт 26).
По истечении первого года жизни достигнута важная степень развития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.
Автор: Э.Кэпрару, Г.Кэпрару