Уход за новорожденным (часть 1)

6158011.1a4ytc751e.W665Реакция на крик

Новорожденный малыш не в состоянии объяс­нить, что его беспокоит, и о всяком неудобстве, недомогании, тревоге он сообщает криком. По­этому нельзя позволять ребенку долго плакать, и, конечно, надо напрочь забыть о советах «не ба­ловать» ребенка — не брать его на руки, не но­сить по комнате и так далее. И даже не реагиро­вать на крики! Бездумное выполнение подобных советов противоречит естественным отношениям матери и ребенка, а решение дать ему «выкри­чаться» может стать в отдельных случаях даже роковым: может быть, ребенок плачет потому, что заболел или ему что-то угрожает.

Напротив, плачущего, возбужденного младен­ца нужно поскорее успокоить, по возможности быстро определив причину беспокойства. Устра­нив ее, можно взять малыша на руки, прижать к себе, походить с ним по комнате, покачать. Такой контакт необходим и для родителей, и для ребен­ка. Он способствует упрочению незримой духов­ной связи между ними, развитию материнских и отцовских чувств.

Наблюдения показывают, что ребенок, с пер­вых дней познавший материнскую ласку, разви­вается лучше, чем тот, родители которого слиш­ком скупо реагируют на его крики и боятся «из­баловать». При правильном воспитании ребенок вырастает вполне самостоятельным, даже если его в младенчестве часто носили на руках. Недо­статок нежности, ласки может отрицательно ска­заться на малыше, вызвать в будущем психологи­ческие проблемы, особенно у девочек.

Великий святой, преподобный Макарий Еги­петский в одном из своих творений как нечто ес­тественное показывает такие взаимоотношения матери и ребенка, когда мать лаской откликается на плач малыша: «Хотя младенец ничего не в си­лах делать или не может на своих ногах идти к матери, однако же он, ища матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не может идти к ней, то са­ма матерь, преодолеваемая любовию к младенцу, за долгое его искание, подходит к нему и с вели­кою нежностию берет, ласкает и кормит его».

Если малыш долго не может успокоиться, можно не бояться покачать его. Укачивание хоро­шо успокаивает ребенка, потому что вызывает так называемое вестибулярное сосредоточение.

Положение тела новорожденного

Новорожденный младенец не может самосто­ятельно переворачиваться, поэтому рекомендует­ся укладывать его попеременно то на один бочок, то на другой. У ребенка не должна формировать­ся постоянная поза. Головка во избежание дефор­мации (искривления) должна быть повернута то в одну, то в другую сторону. А для этого нужно менять положение малыша, класть его головкой туда, где раньше были ноги, или менять положе­ние кроватки, если ребенок постоянно обращает­ся головкой в одну сторону, например, к свету. Кроме того, частое изменение в течение дня мес­та, с которого маленький человек смотрит на ок­ружающее, будет удовлетворять его потребность в естественных впечатлениях, так как для специ­альных забот о его психическом развитии время еще не подошло.

С трех недель также необходимо время от времени переворачивать малыша со спинки на живот — в положении на животе он будет учиться поднимать и удерживать головку.

Если ребенка берут на руки, то в вертикаль­ном положении его головку необходимо поддер­живать, она должна лежать на плече у взросло­го. Спинка, плечи — опираться на руку, которой взрослый прижимает его к себе. Другой рукой малыша поддерживают.

Внешние раздражители

Свет

Новорожденный ребенок очень чувствителен к яркому свету, беспокоящему его. При ярком свете он будет держать глаза закрытыми. Комната ма­лыша не должна быть ярко освещена, а источник света не должен попадать в поле зрения малыша.

Звуки

Звуковые впечатления очень важны для ре­бенка, особенно на первом году жизни, поэтому ласково разговаривать с малышом нужно с пер­вых дней, хотя он, естественно, еще не понимает слов. Надо окружить его спокойной, теплой зву­ковой атмосферой. Младенец вздрагивает от громких шумов и может даже заплакать, если кто-то резко хлопнет дверью или неожиданно за­звонит телефон. Не надо включать поблизости от ребенка телевизор или магнитофон, лучше спеть ему ласковую колыбельную песню.

Тактильные ощущения (осязание)

Новорожденный обладает высокой кожной чувствительностью, и контакт со взрослым через кожу вполне доступен для его восприятия. По­этому, когда родители, прикасаясь к сыну или дочке во время кормления, купания, пеленания, делают это ласково, нежно, то ребенок через их руки ощущает любовь. Он спокоен, доволен. Но замечено: если с малышом обращаются недоста­точно ласково, он будет напряженным, плаксивым и по-своему очень несчастным.

Вкусовые ощущения

Новорожденный еще из внутриутробного раз­вития выносит хорошо развитую вкусовую чувст­вительность и даже может проявлять собственный вкус, например, ни за что не станет пить неподслащенный чай. Горькое или соленое однозначно не будет принято малышом с удовольствием.

Тепло и холод

В материнском чреве малыш развивался при достаточно постоянной “температуре, и вот те­перь он оказался совершенно в другой обстанов­ке, где никакого постоянства нет — то жарко, то холодно.

Сейчас ребенку надо помочь, так как его тело начинает «работать» над производством собст­венного тепла. Но его система теплорегуляции еще очень несовершенна. ^Новорожденный быст­ро охлаждается и так же быстро перегревается, поэтому при одевании и пеленании ребенка надо опасаться как перегрева, так и переохлаждения.

В постели ручки и ножки малыша должны быть равномерно теплыми, а нос и кончики паль­цев могут оставаться холодными. Если его пере­греть, защитные силы организма маленького че­ловека могут просто отключиться, а это прямой путь к болезням. Но, в свою очередь, недостаток тепла так же может помешать становлению сис­темы теплорегуляции. На то, что ребенок замерз, указывает голубоватая окраска кожи, ее пятнис­тое покраснение или посинение.

Температура в комнате новорожденного долж­на быть 20—22 . При этом здорового ребенка можно распеленывать и 2—3 мин. держать го­леньким. Это пойдет ему на пользу. Но с самых первых дней и в будущем следует быть осторож­нее с закаливанием ребенка, особенно остерегать­ся «лечения» холодом.

Иногда не по погоде легко одевая малыша на прогулку, родители уверены, что закаливают его, хотя, кроме вреда, это ничего ему не принесет. Что же касается столь модной сейчас системы лечения холодными обливаниями, купанием в проруби, по­зднее — хождения босиком по снегу и пр., то она принадлежит к той части нетрадиционной медици­ны, которая имеет оккультную основу и к которой надо относиться с большой осторожностью. Во многих случаях применение холода внешне дает положительный результат, но впоследствии приво­дит к развитию тяжелых заболеваний.