– Беременность – время, когда нужно начинать воспитание ребенка, – и девочки и мальчика.
Еда: не нужно думать, что в этом периоде женщине позволяется делать все мыслимые и немыслимые вещи – есть что угодно, есть сколько угодно, есть когда угодно. Поощрение таких капризов – ночью принести пирожные, найти сок фреш – все это «аукнется» на характере ожидаемого ребенка. Ребенок связан с матерью пуповиной – это нечто большее, чем просто питание ребенка через этот канал и плаценту – уже в этом периоде закладывается характер и эмоциональный фон у ребеночка. Поэтому воспитание воли у матери приводит к воспитанию воли у ребенка. Как раз «древние» представления и методы воспитания говорят нам о том, что беременная женщина – это труженица, которой Бог миловал ребеночка. Старые люди на последних месяцах беременности наоборот больше гоняли своих дочерей и невесток, считая, что это принесет больше пользы роженице и роды пройдут легче.
Питание, по совету опытных акушерок, должно быть строго определенным: не соленым, не кислым, ни сладким. Соленое накапливает жидкость в организме; кислое (слишком кислое, или даже квашеная капуста в больших количествах) вызывает большие сокращения матки, что тревожит плод; сладкое вызывает аллергию у ребенка и дает слишком быструю прибавку в весе. Все необходимо дозировать. Все сладкое заменять небольшим количеством меда, т.к. это единственно натуральный продукт (сахар – быстрый сахар в крови, кроме того, современный сахар растворяет костную ткань, что является совершенно недопустимым для развивающегося плода). Пирожное и торты (особенно магазинные) не могут считаться натуральными продуктами, т.к. их нельзя приготовить без использования сахара, маргарина или разрыхлителя. Заменой таких сладостей могут служить и сухофрукты: изюм, курага, чернослив, последний считается даже обязательным продуктом в рационе беременной женщины, т.к. нормализует работу кишечника. (Отсутствие запоров у беременной – залог здоровья будущего ребенка.) В последние месяцы беременности старые акушерки не рекомендуют есть старые, т.е. выдержанные сыры, т.к. они содержат те вещества, которые стимулируют саму родовую деятельность и могут вызвать преждевременные роды. Анемия – курага, изюм, орехи, мед, свекла отварная (но не свежий свекольный сок), печень жив., печень трески, рыба морская, яблоки, больше овощей; очень полезны печеные яблоки, т.к. способствуют выведению «химии» из организма.
Режим – это нечто глобальное, универсальное, что помогает в воспитании детей!!! Режим дня должен быть и у беременной мамочки, т.к. без этого не обойтись, если мы хотим вырастить нормального полноценного человека! Первое воспитание воли, характера начинается с соблюдения режима (отнюдь не нотации и причитания: ты должен быть хорошим человеком, хорошим христианином). Ребенок едва закряхтел – мы уже бежим его кормить! Почему не переключить его внимание на что-то другое: поносить его по комнате, сделать гимнастику, легкий массаж, дотерпеть вместе с ним до нужного времени.
Переключение внимания – действенный способ не использовать наказание!
Воспитание ребенка (и мальчика, и девочки) предполагает введение некоторых запретов. Постоянные запреты вызывают у ребенка протест. Что делать? Здесь родители должны ориентироваться на каждую конкретную ситуацию и каждого конкретного ребенка. Кому-то помогает «сталь» в голосе, кому-то – наказание шлепком, кому-то – полное отсутствие какой-либо реакции на истерику ребенка. Но иногда помогает просто переключение внимания ребенка на другую ситуацию. Правда, это надо уметь сделать достаточно естественно.
Ни в коем случае нельзя поощрять истерики! Известны высказывания уже взрослых учеников о своих методах достижения цели: «Ну и что – пять минут трепки, зато потом я получу свое!» Всеми методами надо донести до ребенка, что истерики только усугубляют ситуацию! Обольете ли вы его водой, оставите ли вы его одного наедине со своей истерикой – главное, чтобы он понял: лучше от его криков не будет!
– Различие в воспитании мальчиков и девочек. Хотя грехи у обоих полов одинаковые (нет различия в исповеди женских и мужских грехов), но подходы к процессу воспитание разные. Если в мальчиках в большей степени поддерживается и одобряется его собственная инициатива, изобретательность, то в девочках строже и целенаправленнее взращивается полное послушание сначала родителям, затем мужу. Гораздо легче придется той девочке, в семье которой царили гармоничные отношения между родителями (папа – глава семьи, мама – творческий исполнитель папиной воли). У той девочки, в семье которой говорилось, что женщина все должна решать сама и тащить все на себе, отношения с мужем, скорее всего, не сложатся. Только личный пример послушания мужу! Мальчики должны (после пяти лет) пробовать себя в различных областях деятельности, в них надо больше поощрять социальную значимость их жизни, большую необходимость служения Богу и человечеству вообще. Мальчик должен быть ориентирован не только на зарабатывание денег для своей семьи, но и на социально значимые цели, – в этом залог успешного гармоничного мужчины. Армия или др. жизненные ситуации, по милости Божией, подкорректируют ситуацию с излишней свободой.
У мальчиков и девочек различное строение мозговых долей. У мальчиков больше развито полушарие, отвечающее за логическое (аналитическое) мышление, а у девочек намного больше перемычка (мостик) между полушариями, она способна держать в поле зрения больше событий, еще и в большей мере чувствовать. Это помогает женщине осуществлять контроль над ребенком, одновременно готовить обед, а может, еще разговаривать по телефону с мужем, получая ценные указания о ведении хозяйства. Так вот число необразованных «тупых» мужчин больше, чем женщин (статистика, которую приводит мон. Нина). За счет своей способности чувствовать события острее, держать в голове больше событий, женщина приобретает некую житейскую мудрость.
Как развивать в девочке ее способности и те качества, которые должны быть присущи каждой женщине?
Внешний вид – это тоже важная неотъемлемая часть образа достойной девушки, женщины. Священник Павел Флоренский в настольной книге священнослужителя, говоря об облачениях церковных, делает удивительное замечание об одежде вообще. Он говорит, что «одежда – часть тела. В обыденной жизни – это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм…она непременно отражает даже в большей степени его духовную сущность».. О человеке можно больше сказать, глядя на его одежду.
Что мы можем сказать о наших девочках, когда они надевают черное белье под белые просвечивающие блузы? Это наши пробелы в воспитании вкуса, стыдливости. Позволяя собственному ребенку одеваться подобным образом, мы расписываемся в собственной несостоятельности как родителей и воспитателей.
Стыдливость. В каком возрасте она должна появляться у девочек? …..Да и у мальчиков?… Адам и Ева приобрели стыдливость тотчас после грехопадения. Значит, эта черта нам присуща с рождения! Надо только поддерживать и развивать это качество! Да, с рождения! Мы сами не должны задавливать эту черту характера. Например, мы не должны переодеваться в присутствии детей с самого раннего их возраста.
Кто знает, с какого возраста у ребенка сохраняются воспоминания о детстве? У всех по-разному (кто-то помнит себя с двухлетнего возраста). И какие воспоминания могут «посетить» ребенка немного позже, – как мама переодевалась? меняла прокладки? обнималась с папой? Нельзя перегружать мозг ребенка тем, что он еще не способен «переварить».
Не даром человеческому детенышу не дана способность сразу сидеть, ходить. Ведь это, наверное, не только для того, чтобы родители тратили свои силы, нося ребенка на руках. Подумаем о психике ребенка. Что он способен воспринимать в двух-трехмесячном возрасте? Небо, потолок, лица близких людей. Это все, на что рассчитана его психика. Когда мы говорим о современных детях-индиго (ни на кого не похожих, непослушных, расторможенных детях), то знаем, – это дети, чья психика не справилась с непомерно большим количеством информации. Ребенок способен воспринять тот объем информации, который ему может дать его физическое развитие. Т.е. когда ребенок садиться в полгода, он способен обследовать постепенно пространство вокруг себя; шагая своими ножками, он тем самым расширяет свой круг восприятия. Поэтому нельзя преждевременно вынимать дитя из пеленок, высаживать его, да еще вперед лицом от мамы. Психика пока не готова к этому, отсюда и преждевременные неврозы. Мама связана с ребенком через невидимую уже пуповину, и животом к животу легче успокоить ребенка, восстановить его эмоциональное равновесие. Не надо торопить события, нельзя давать ребенку слишком много информации! В первую очередь страдает не ум, а психика малыша.
Вернемся к стыдливости. Говорят, что уже к полутора годам ребенок точно должен знать, что такое «нельзя» и что такое «стыдно», «некрасиво». Как быть? В первую очередь, надо самим быть всегда опрятно, красиво одетым. Если кто-то не любит халаты, хорошо, есть красивые недорогие юбки и блузы для домашней работы. Для девочек (да и для мальчиков) важны детские и юношеские воспоминания: какими они видели своих родителей дома. Кто-то и в трусах только, к сожалению великому! И потом в своих семьях они повторят ту же форму одежды. Раньше в любой книге по домострою можно было прочитать о правилах этикета. Например, мальчикам после семи лет воспрещалось появляться в общественных местах (кроме купальных мест, пляжей) в коротких (до колен!) штанишках. Что же говорить о «современных шортах» даже в храмах? Для девочек свой этикет, и воспитание целомудрия должно начинаться с полугодовалого возраста, – должно быть внесено в голову понятие о невозможности раздеться в присутствии других людей! До сих пор существует язык одежды. В королевских семьях принято носить шляпки. Люди давно заметили, что покрытые волосы женщины увеличивает ее плодовитость. А т.к. в королевских династиях случались браки в близком родстве, то род вырождался. Пытались помочь в этом деле хотя бы шляпкой! Даже в современном обществе длина «протокольной» юбки выше середины колена считается непристойной. Что же говорить уже об оголении живота, плеч? Да и слишком обтягивающая одежда делает вызывающие акценты не на тех жизненных аспектах, – значит у этой девочки и у ее мамы (даже в первую очередь) одна цель: показать всем только эти части тела, может, с целью выдать замуж быстрее.
В раннем возрасте и к выбору игрушек надо подходить серьезно: куклы типа Барби – не помощники в воспитании девочек. Почему мы должны перенимать чьи-то стандарты и акцентировать внимание детей на ненужные в этом возрасте вещи. Детям не нужна пока такая информация – какая талия у куклы, какая грудь. Психика для этого еще не окрепла! Цепочка эмоций от преждевременных знаний иногда приводит и к суицидам!