Воспитание самоограничения, или самовыражения

article771Аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти. Вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися    (Флп. 4, 11-12).

*… ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии, научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в изобилии и в недостатке.

Главный недуг, которым страдает наше время, это – неудержимая, с каждым годом и днем распространяющаяся страсть к наслаждению. Все хотят хорошо жить и только наслаждаться. Многие из современников наших слова нечестивца в книге Премудрости сделали для себя правилом жизни: «Приидите убо и насладимся настоящих благих и употребим создания, яко в юности скоро. Вина дражайшаго и мира благовонна исполнимся, и да не прейдет нас цвет жития. Увенчаим нас шпатовыми цветы, прежде неже увянут. Ни един от нас лишен да будет нашего наслаждения, везде оставим знамение веселия, яко сия часть наша жребий сей» (Прем. 2, 6-9). Но так как у многих людей не достает средств, чтобы удовлетворить своей страсти к наслаждению, то вот почему в наше время так много недовольных и несчастных. Если вы, христианские родители, хотите, чтобы ваши дети были счастливы, то старайтесь подавлять в них эту неудержимую страсть к наслаждению, приучать их к непритязательности и к довольству своим положением. Вы тогда только сделаете их счастливыми, когда разовьете в них тот дух, которым исполнен был апостол Павел, сказавший о себе: навыкох доволен быти, в нихже есмь, и проч.

Но довольными они могут быть только тогда, когда с малолетства научатся умеренности, воздержанности и самоотвержению. Вот почему родителям как можно ранее нужно приучать детей к самоограничению, или самовоздержанию.

Чтобы сделать детей способными к такой добродетели, вы, родители, должны побеждать и подавлять в них чрезмерное развитие чувственности. А в достижении этой цели вам может помочь соблюдение следующих правил:

  1. Не изнеживайте детей, но всеми мерами укрепляйте их телесный организм. Дети нежного воспитания имеют большею частью слабое, болезненное телосложение, а в болезненном, изнеженном теле живет по большей части и больная душа. Организм, изнеженный неправильным воспитанием, служит не только плодоносною почвою для нецеломудрия, но и для многих других грехов и пороков. Дети же, телесно укрепленные благоразумным воспитанием, пользуются большею частью хорошим телесным здоровьем, а в здоровом теле, еще по выражению древних, живет и здоровая душа. Тело, закаленное при благоприятном воспитании, представляет хорошее орудие для совершения различных подвигов и добродетелей. Но, чтобы сделать крепким и выносливым телесный организм детей, не закутывайте их в слишком теплую одежду, хотя бы и в зимнюю пору, не постилайте им слишком мягких пуховиков, не дозволяйте слишком много спать: от восьми до девяти часов для маленьких, от восьми до семи часов для подрастающих вполне достаточно. Приучайте детей, чтобы они сейчас же, как только проснутся, оставляли постель. Строго соблюдайте за тем, чтобы они каждое утро умывали руки, лицо и шею холодною водою. Приучайте их переносить всякую перемену погоды, как-то: дождь, снег, холод и жар. А когда дети подвергаются болезни, учите их переносить страдания и скорби без жалоб и ропота из любви к Богу и распятому Спасителю. Бедные родители должны располагать детей своих добровольно принимать и безропотно переносить бедность и нужду, руководствуясь примером бедного Иисуса. Вместе с благочестивым Товиею пусть они говорят своим детям: «не бойся, мой сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4, 21).
  2. Второе правило гласит: приучай детей твоих к трудолюбию и правильной деятельности. Труд укрепляет телесные силы и сохраняет здоровье души; напротив же, праздность ослабляет тело и портит душу. По крайней мере еще мудрый Сирах заметил: праздность учит многому дурному, а по известной пословице, она есть мать всех пороков. Но ведь человек, следовательно и дитя, в силу общей порчи, которая распространена на всех нас наследственным грехом, от природы склонен к лености и покою. А потому родители не должны потворствовать этой естественной наклонности в своих детях, а, напротив, преодолевать ее, приучая их с самого раннего возраста к труду и прилежанию. А этого они могут достигать не иначе, как чрез привлечение их к домашним нетрудным занятиям и ремеслам. Если дети уже ходят в школу, то родители строго должны следить, чтобы они всегда исправно и аккуратно готовили свои уроки. А коль скоро они обнаруживают достаточную крепость физических сил, то можно употреблять их и в более трудных домашних занятиях, равно как для работ в поле и в лесу. Впрочем, при этом нужно обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, не следует детей настолько заваливать работою, чтобы им не оставалось времени для учения и отдыха. А во-вторых, не нужно назначать им такие работы, которые превышают их силы, так как это препятствовало бы правильному телесному развитию и вредило бы их здоровью и такое чрезмерное обременение отбило бы у них всякую охоту к работе и породило бы в них отвращение к ней. Но, приучая детей своих к трудолюбию, родители должны вместе с тем приучать их к аккуратности и порядку. Не следует предоставлять собственной воле и желанию детей решать, когда им вставать от сна и когда ложиться спать, когда учиться и отдыхать, когда работать и играть. Всему должно быть свое определенное время, определенный час: определенный час для вставания от сна, определенный час для отхода ко сну, определенное время для еды и отдыха, определенное время для учения и для работы. Равным образом все, что принадлежит дитяти, должно иметь свое определенное место. Все, что нужно для него, как-то: школьные книги и тетради, одежда, а равно и игрушки – все это должно всегда лежать на своем определенном месте.
  3. Третье правило гласит: приучай детей с самого младенчества к умеренности в пище и питье. При этом следует на многое обратить внимание. Прежде всего не допускайте, чтобы дети слишком много ели. Не следует давать детям всегда есть столько, сколько они хотят. Еще хуже принуждать их есть еще и после того, как они сами кончили еду. Далее, наблюдайте, чтобы дети не нападали на пищу с жадностью, чтобы не ели слишком скоро и чтобы не пили в жару и в испарине. Ибо, не говоря уже о том вреде, который может произойти отсюда для здоровья дитяти, это обнаруживает низкое, неблагородное чувство, если они так мало умеют обуздывать в себе приятный вкус. Далее, для принятия пищи должно быть свое определенное время. Не дозволяйте детям есть безвременно, ибо чрез это чрезмерно развивается в них чувственность и страстность к объедению. Если дети, кроме обеда и ужина, получают еще скромный завтрак и полдник, то этого вполне достаточно. Тщательно предостерегайте детей от лакомства. Равно не допускайте, чтобы они были слишком разборчивы в пище. Дети должны кушать всякую здоровую и простую пищу. Обильная мясная пища детям вредна: чем менее дитя, тем менее нужно давать им мяса. Слишком пряные, острые кушанья и крепкие напитки, как-то: черный кофе, крепкий чай, а тем более вино – для детей совсем не пригодны. Родителям следует остерегаться слишком много говорить при детях об изысканных яствах и питиях, потому что через это дети очень легко приходят к мысли, что еда и питье – главное дело, и таким образом развивают в себе страсть к чревоугодию. Приучайте детей иногда кое в чем себе и отказывать и выходить из-за стола прежде, чем вполне насытятся, особенно когда на столе подаются самые излюбленные их кушанья. Наконец, приучайте детей любить умеренность и питать отвращение к неумеренности и пресыщению из религиозных побуждений, внушая им постоянно, что умеренность и воздержание есть угодная Богу добродетель, а неумеренность и невоздержание – неприятный Ему порок и один из семи главных грехов, порождающих много других грехов и пороков.

Так мы советуем воспитывать в детях способность к самоограничению и воздержанию и побеждать в них чрезмерное развитие чувственности. С помощью Божьей предохраняйте ваших детей от изнеженности и укрепляйте их организмы благоразумным воспитанием и упражнением их телесных сил, приучайте их сызмала к трудолюбию и аккуратности, к умеренности в пищи и питие и к выносливости. Этим вы убьете в них яд чрезмерного самолюбия и чувственности, сделаете их способными к совершению всяких нравственных подвигов и добродетелей, сильными в борьбе против страстей и порока. Каково бы впоследствии ни было их призвание и общественное положение, они везде будут нравственными, довольными, жизнерадостными и счастливыми людьми, любезными вам и Богу.

                                                          Из книги священномученика Владимира,

                                                         Митрополита Киевского и Галицкого

                                                         «О религиозном воспитании детей»