Любовь первая, любовь мистическая.

Любовь первая любовь мистическая, 2 том основы искусства святости

Правило апостольские о семейной жизни

 

Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала.

Уж лучше голодай, чем, что попало есть

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям

 

Пришел август, время, когда созревают плоды. Мысли тоже созревают и становятся делами, словами и строчками. Общаясь с молодыми людьми, желающими вступить в брак, хочется поведать им свое понимание любви и счастья. Не всегда можно объяснить понятое, лучше молиться, чтобы Бог открыл другим людям по благодати, то, что не укладывается в рамки рациональных законов. За 17 лет священства и монашества по книгам, исповедям и размышляя, я, никогда не быв человеком семейным (хотя я же жил в семье в качестве внука, сына, племянника, брата) составил полное представление о семейном счастье:

1. Прежде сотворения разумных и свободных существ — людей и ангелов, Бог наш – Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святый, имел полноту блаженства, радости, счастья, бытия внутри Себя. И тайна этого счастья в совершенной любви каждой из Божественной личности к двум другим. По преизбытку любви Господь создал другие личности, чтобы и они причастились жизни, мудрости, жертвенности, красоте, многообразного общения.

Оставляя, пока что, ангельский мир, вспомним, что в мире людей есть женихи и невесты, мужья и жены, родители и дети, братья и сестры, бабушки и внуки, дяди и тети, а так же друзья детства, одноклассники, однополчане, однокурсники, сверстники, земляки. Так Господь учит нас любви ко всему человечеству — великой семьи Адама. Бог есть любовь, потому что Он – Троичен, Триедин, Триличностен. Представления о Боге, как как об Одной Личности приводят к неправильным мудрованиям об одиночестве Бога, жестокости Бога, зависимости Бога от творения. И человек не может быть одиноким, вернее сказать, он может всех возненавидеть, от всех отделиться, но тогда он уже и не человек, а нечто стремящееся к демоноподобию. Отшельники удалялись от общества, но делали это по любви к людям, молясь за них, посылая письма, чувствуя свою незримую сердечную связь с каждым человеком.

Одна из мысленных ошибок юношей и девушек — попытка презреть обязанность любви ко всем остальным людям, и служить найденной своей половинке как какому- то идолу, а в худшем случае поклонения себе. Отсюда и выражение: «Я тебя обожаю!». Не менее ужасно выражение: «Как вы прелестны!». Лесть — это ложь, обман. «Как вы преобманчивы! Как многолживы!».

Обилие лжи дьявольской на путях юных умножается в наше время. Священники и родители со стороны лучше видят ловушки бесовские, но как их разрушить или найти слова, чтобы предупредить о них тех, кто «сами обманываться рады». В письме девушки с Украины очень хорошо изображено раздвоение между Церковью и миром. Настоящая любовь не «от мира сего», потому что ее податель Христос, а страсть, кажущаяся любовью, ориентирует человека на порабощение городской цивилизации, потому что ее возбуждает диавол — дирижер безрелигиозной жизни.

Сразу хочу оговориться, что «любовь» термин условный, правильней было бы поставить другие слова: «уважение», «взаимопонимание», «симпатия», «расположенность», «приятность», «интерес», «дружба», и даже: «действие Божественной благодати, призывающей к созданию семьи». Потому что, по учению православному, любовь – это верх духовного совершенствования, 30-ая ступень по Иоанну Лествечнику. Как же молодые люди могут так быстро ее достигнуть? А в случае втором (печальном, неправильном) более подойдут термины: «пристрастие», «привязанность», «похоть», «влечение», «опьянение», «зависимость», «зомбирование».

Так вот: чтобы полюбить по-настоящему будущего мужа или жену нужно сначала научиться любить Бога, людей, природу, Родину, любить по-христиански, а для этого нужно изучить Евангелие, и то, что называется «православной аскетикой» — учение о страстях и борьбе с ними, о добродетелях и воспитании их в себе. К сожалению, молодые люди учатся на любви по романам, сериалам и своим мечтам, или же по книгам современных психологов, которые очень умело, уводят человека от покаяния и веры в Бога — единственных основ всякого человеческого счастья. Семейная жизнь – подвиг, подобный подвигу военному и некоторых людей Господь не призывает к нему, зная, что их убьют, они погибнут. А доля священника — выслушивать на исповеди ропот тех, кого не взяли в холод, грязь, простреливаемость и ужас военных окопов брака, чтобы сохранить их души для вечности. О странных особенностях так называемой «чистой любви» хотелось бы привести цитату из «Основ искусства святости» епископа Варнавы (Беляева):

И все же, человек способен исполнить волю Божию о создании счастливой семьи, если он усердно молится, вовремя причащается, имеет духовника, читает святых отцов и не любит мир, который во зле лежит. Когда то в юности я услышал от священника на исповеди: «Если хочешь создать христианскую семью — ищи девушку горячей веры». По таинственному промыслу Божию я не чувствовал призыва благодати Божией к жизни в браке, хотя очень дорожил дружбой и общением с некоторыми верующими ровесницами. А многие выбирают спутников жизни равнодушных к вере, теплохладных, неверующих или исповедующих другую религию. Апостол Павел в послании к Коринфянам призывает верующую жену неверующего мужа, так же и верующему мужу неверующую жену. Но это наставление относится к тем, кто вступил в брак до своего обращения к вере. А к выбору супружества христианином человека другой веры Церковь Святая всегда относилась недоброжелательно. Как можно быть счастливым, если нет единства в главном? Мы, православные священники, с болью видим, как исказило все в отношениях человеческих блудная страсть. А ведь одно из значений венцов при венчании – победа молодых над плотской похотью до брака. С чего же эта победа начинается? Думается мне, что с правильного образа мыслей, с четкого православного мировоззрения. Современная философия предлагает такие установки и идеи: человеку должно быть все дозволено, и все, что в нем есть – правильно. Целомудрие, чистота и воздержание неестественны для человека. Детей надо с малолетства учить рукоблудию для снятия стрессов и рассказывать им все подробности супружеских отношений. Супругов надо выбирать по плотской совместимости, а в браке или сожительстве (кстати, сколько в русском языке возникло новых слов, описывающих детали плачевного нравственного состояния общества: «оторваться», «расслабиться», «гражданский брак», «виртуальный брак», «поджениться») ни в чем нельзя себе отказывать: не в смотрении развратных фильмов для научения извращения, где в поиски новых ощущений (как у наркоманов) оскверняются все части человеческого тела, ни в близости во время беременности, очищении и кормлении младенца грудью, ни в сладострастных проявлений в присутствии детей и посторонних, ни в оргиях, мужеложстве, скотоложстве, некрофилии. Аборты, смена пола, однополые браки, предохранение всех видов от чадородия,   как и сама выставленная в сознании цель жизни: удовольствие, удовольствие, удовольствие, — вопиют на небо о ниспослании для отрезвления от скотскодемонского состояния аварий, войн, раковых заболеваний, отнятия рассудка. Бога нет, греха ни в чем нет, вечности нет, человек произошел от животного, и должен все испытать перед смертью, которая будет очень не скоро, и говорить о которой не принято. Каким бы непроницаемым мраком были бы наполнены наши сердца, если бы такое мировоззрение было бы истиной. Христианство же заповедь о целомудрии основывает на вере в то, что первые люди были созданы для девства. Как Пресвятая Богородица есть Матерь и Дева, так и Ева должна была быть матерью и девой. Зачатие должно было быть бесстрастным, непорочным, от некоего духовного молитвенного, ныне непостижимого сотворчества мужа и жены, рождение безболезненным как срывание яблока с ветви. После грехопадения искаженная природа человека стала уже неспособной к совершенной любви, целомудренному зачатию, бескровному рождению и позаимствовала новый образ зачатия и рождения у животных. Но праведники Ветхого и Нового заветов чувствовали, что подобное состояние не воля Божия, а его попущение. И поэтому, часть из них выбирали жизнь безбрачную, часть жили девственно в браке, а часть, воспринимая древнее послушание чадородия, старались максимально приблизить зачатие и рождение к тому райскому образу, стремились, чтобы любовь их коренилась в сердце, в духе, разуме, освящалась действием благодатных Божественных энергий. Плотское соединение воспринималось ими как что-то священное, направленное к рождению новой жизни, как соучастие в создании Создателем неповторимой человеческой личности, совершалось скромно, воздержанно, под покровом ночи, бывало, что супруги и не видели друг друга нагими. Узнав, что Бог даровал плод чреву, муж и жена прекращали телесные отношения, иногда даже вплоть до отнятия ребенка от груди. Посты церковные соблюдались и в супружестве, дух подвижничества присутствовал в благочестивых семьях, святые супруги ожидали, когда же можно будет начать служить Богу в чистоте. Прочитав эти строки, современный человек может ужаснуться и сказать: « Разве это жизнь?». Действительно, средства массовой информации добились того, что люди стали забывать, что есть Богообщение, есть верность, есть сорастворение одного человека в другом, любовь, которая не зависит от времени и расстояния, бесконечная красота жертвенности, сокровище дружбы, единство и взаимная поддержка в совершении великих дел, чистая нежность подобная материнской, надежда на встречу в блаженной вечности и в приложении к этому все то, что Бог даровал для укрепления любви и украшения жизни: друзья, цветы, стихи, песни, горы, путешествия, преодоление трудностей.