Почему муж и дети не хотят идти в храм?

Ес­ли та­кой воп­рос вас ин­те­ресу­ет, то это уже пер­вый шаг на пу­ти к по­нима­нию проб­ле­мы, т.к. не­кото­рые ве­ру­ющие жи­вут в та­ком по­ложе­нии го­дами и не пы­та­ют­ся по­нять его при­чины. Де­ло в том, что они уве­рены, что все пра­виль­но де­ла­ют, а их близ­кие прос­то уп­ря­мят­ся и да­леки от Бо­га, по­ка не соз­ре­ли, или прос­то Бог их еще не кос­нулся, и на­до мо­лить­ся даль­ше. Так- то оно так, но, в та­ком слу­чае по­луча­ет­ся, что в этом ви­нова­ты они са­ми или Бог, Ко­торый не хо­чет или не мо­жет их спас­ти. А что, ес­ли это мы во всем ви­нова­ты? Ведь ска­зано в Пи­сании: «Ве­руй в Гос­по­да Иису­са Хрис­та и спа­сешь­ся ты и весь дом твой.» (Де­ян.16:16-40). Так ли мы ве­ру­ем? Спа­сет ли нас са­мих эта ве­ра? Не яв­ля­ем­ся ли мы са­ми пре­пятс­тви­ем для на­ших близ­ких и не от­талки­ва­ем ли их от Бо­га и Церк­ви? Расс­мот­рим ос­новные при­чины скры­того или яв­но­го про­тив­ле­ния родс­твен­ни­ков цер­ковной те­ме. **На­ибо­лее расп­рос­тра­нен­ная при­чина – это на­вязы­вание цер­ковных тра­диций и Са­мого Бо­га тем, кто нас ок­ру­жа­ет. На­до по­нимать, что в воп­ро­се спа­сения прин­цип рек­ла­мы не сра­баты­ва­ет. Тем бо­лее, что на­ши по­пыт­ки да­леки от про­пове­ди Еван­ге­лия, а боль­ше по­хожи на де­шевую рек­ла­му, по ти­пу «Мы сде­ла­ем вас счаст­ли­выми». По­чему де­шевую, по­тому что мы са­ми еще не зап­ла­тили це­ну, тру­дясь над со­бой, еще не по­няли, что зна­чит спа­сение для нас, и ка­ковы его пло­ды, а уже спа­са­ем ко­го-то, на­вязы­вая Бо­га, Ко­торый не нуж­да­ет­ся в рек­ла­ме. Его не нуж­но ре­комен­до­вать, Его нуж­но яв­лять сво­им от­но­шени­ем. Как же яв­лять Бо­га? «Бог есть лю­бовь, и пре­быва­ющий в люб­ви пре­быва­ет в Бо­ге.» (1 Ин. 4, 7). Яв­лять Бо­га – это яв­лять Лю­бовь, лю­бить близ­ких. Ес­ли лю­бовь не ста­ла глав­ным со­дер­жа­ни­ем че­лове­чес­ко­го серд­ца, глав­ным со­дер­жа­ни­ем его ду­ши, то это зна­чит, что он не пре­быва­ет в Бо­ге и не поз­нал Бо­га.

«Кто не лю­бит, тот не поз­нал Бо­га, по­тому что Бог есть Лю­бовь.» (1 Ин. 4: 7-8). Как же мы мо­жем яв­лять То­го, Ко­го са­ми не поз­на­ли и, тем бо­лее, го­ворить о Нем всем под­ряд со зна­ни­ем де­ла? Имен­но это и от­талки­ва­ет лю­дей, т.к. мы са­ми еще пус­ты и сло­ва на­ши не име­ют ве­са.

Как пра­вило, эти сло­ва не слы­шат, хоть кри­ком кри­чи.

И да­же ес­ли мы уже мно­го зна­ем о Бо­ге и церк­ви – это не по­вод ко­го-то учить, ведь «…зна­ние над­ме­ва­ет, а лю­бовь на­зида­ет. Ес­ли кто ду­ма­ет, что он зна­ет что-ни­будь, тот ни­чего еще не зна­ет так, как долж­но знать. Но кто лю­бит Бо­га, то­му да­но зна­ние от Не­го.» (1 Кор. 8: 1-3)

Вот по­чему мы долж­ны лю­бить Бо­га и ближ­не­го, ведь в той ме­ре, в ка­кой че­ловек на­учит­ся лю­бить, в той ме­ре он при­годен для веч­ности. То есть спа­сение нас и на­ших близ­ких за­висит от уров­ня на­шей люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Это ос­новная при­чина то­го, что род­ные про­тивят­ся все­му, что от нас слы­шат – от­сутс­твие люб­ви в на­ших серд­цах.

Кто-то мо­жет по­думать: «Но ведь имен­но из-за люб­ви к ближ­ним я их тя­ну или тол­каю в храм, на ис­по­ведь» Да­вай­те за­дума­ем­ся, по­чему все уси­лия бы­ва­ют нап­расны­ми? Мо­жет быть мы са­ми, при­ходя из хра­ма, ве­дем се­бя так, что ок­ру­жа­ющие не ви­дят осо­бой поль­зы от на­ших хож­де­ний для нас же са­мих. Ка­кими мы бы­ли, та­кими же и ос­та­лись, толь­ко те­му для раз­го­воров и ре­комен­да­ций по­меня­ли (рань­ше всех к вра­чу или баб­ке, а те­перь в цер­ковь и к ба­тюш­ке), а ха­рак­тер наш и при­выч­ки по боль­шо­му сче­ту те же.

Мы разд­ра­жа­ем­ся, злим­ся, не хо­тим тер­петь, за­виду­ем, гор­димся и хва­лим­ся, не до­веря­ем, по­доз­ре­ва­ем, конт­ро­лиру­ем, ссо­рим­ся, оби­жа­ем­ся, не уме­ем про­щать. На­личие же люб­ви в серд­це мож­но оп­ре­делить по приз­на­кам, аб­со­лют­но про­тиво­полож­ным по­доб­но­му по­веде­нию: «Лю­бовь дол­го­тер­пит, ми­лосердству­ет, лю­бовь не за­виду­ет, лю­бовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дится, не бес­чинс­тву­ет, не ищет сво­его, не разд­ра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не ра­ду­ет­ся неп­равде, а со­раду­ет­ся ис­ти­не; все пок­ры­ва­ет, все­му ве­рит, все­го на­де­ет­ся, все пе­рено­сит. Лю­бовь ни­ког­да не пе­рес­та­ет…» (1 Кор. 13: 4-8)

Вот сколь­ко ра­боты еще над со­бой и мо­литв за се­бя и свое серд­це не спо­соб­ное лю­бить! Как го­ворит­ся, ра­боты не­поча­тый край, а мы при­вык­ли ра­ботать над кем-то и ожи­дать из­ме­нений в ок­ру­жа­ющих.

Стре­мясь спас­ти на­ших близ­ких не бу­дем за­бывать о том, что сде­лал Гос­подь для на­шего спа­сения, чем Он нас прив­лек. «Лю­бовь поз­на­ли мы в том, что Он по­ложил за нас ду­шу Свою: и мы долж­ны по­лагать ду­ши свои за братьев.» (1 Ин.3:16)

Иног­да не­веру­ющие родс­твен­ни­ки ока­зыва­ют­ся тер­пе­ливее и так­тичнее, а, по­рой и адек­ватнее сво­их цер­ковных «крес­то­нос­цев». Не­об­хо­димо ос­та­вить все свои ду­хов­ные экс­пе­римен­ты над близ­ки­ми и сроч­но за­нять­ся со­бой. Наст­ро­им­ся на серьез­ный и глу­бокий труд над сво­им ха­рак­те­ром, на мо­лит­ву за свое серд­це, на сми­рение, ко­торое по­может об­рести бла­годать Бо­жию спа­ситель­ную. Ведь без бла­года­ти Бо­жи­ей ни мы, ни на­ши род­ные не спа­сем­ся.

«Стя­жи дух ми­рен и вок­руг спа­сут­ся ты­сячи.»

Пре­подоб­ный Се­рафим Са­ровс­кий

Бы­ва­ют, ко­неч­но, и та­кие си­ту­ации, ког­да ве­ру­ющий че­ловек ве­дет се­бя пра­виль­но по от­но­шению к родс­твен­ни­кам. Ни­кого не дер­га­ет или не рис­ку­ет (ес­ли ок­ру­жение аг­рессив­но наст­ро­ено), мо­лит­ся, пос­тится, ста­ра­ет­ся слу­жить ближ­ним, сми­рять­ся, но ни­чего не ме­ня­ет­ся. В та­ком слу­чае нуж­но про­верить свои мо­тивы и свое серд­це, нет ли там оби­ды или скры­того гне­ва на род­ных или на ко­го-то еще.

«Ес­ли ты, че­ловек, не про­ща­ешь вся­кому сог­ре­ша­юще­му про­тив те­бя, то не ут­руждай се­бя пос­том и мо­лит­вой… Бог не при­мет те­бя.»

Пре­подоб­ный Еф­рем Си­рин

Ес­ли мы мо­лим­ся за на­ших род­ных и оби­жа­ем­ся на них за их про­тив­ле­ние или аг­рессию или рав­но­душие, то та­кие мо­лит­вы нап­расны. На­до сна­чала прос­тить близ­ким все, что нас огор­ча­ет. Пос­ле это­го ста­новит­ся лег­че по­нять свои мо­тивы, что на­ми дви­жет — сост­ра­дание и лю­бовь к тем, кто нас ок­ру­жа­ет или же­лание из­ба­вить­ся от проб­лем, свя­зан­ных с их без­божной жизнью (пьянс­тва, нар­ко­мании, те­лема­нии и т.п.). В слу­чае, ког­да ста­новит­ся по­нят­но, что, мо­лясь о спа­сении род­ных, мы, на са­мом де­ле, боль­ше пе­чем­ся о сво­ем из­бавле­нии от проб­лем, свя­зан­ных с их не­вери­ем, не­об­хо­димо по­ка­ять­ся пред Бо­гом. Мо­лит­ва, мо­тиви­рован­ная жа­лостью к се­бе и стрем­ле­ни­ем из­ме­нить си­ту­ацию, не при­несет пло­да. Прос­то на­шими плотс­ки­ми гла­зами труд­но разг­ля­деть Бо­жий про­мысел. По­это­му нуж­но пом­нить, что очень час­то, мо­лясь Бо­гу об из­ме­нении си­ту­ации, мы не по­нима­ем, что Сам Бог по­пус­тил эту си­ту­ацию для на­шего из­ме­нения. Зна­чит, по­ка мы не из­ме­ним­ся – ни­чего не по­меня­ет­ся. Вот и при­ходим сно­ва к вы­воду, что на­чинать нуж­но с се­бя…

Пусть же по­может нам Гос­подь, на­пол­нит серд­ца на­ши лю­бовью и пош­лет бла­годать Свою в по­мощь нам, да прос­ла­вим имя Его свя­тое!

Еле­на Три­ан­до­фило­ва