Родителям о детях. Изречения святых отцов и учителей церковных

Кто неб­ре­жен к сво­им де­тям, тот хо­тя бы в дру­гих от­но­шени­ях и по­рядо­чен, по­несет край­нее на­каза­ние за этот грех. Все у нас долж­но быть вто­рос­те­пен­ным в срав­не­нии с за­ботой о де­тях.

 Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

 

Нам не­дос­тупны де­ла тех, с ко­торы­ми мы име­ем рзлич­ный об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, мать, име­ющая груд­ных де­тей, не мо­жет хо­дить ежед­невно в цер­ковь

ко всем служ­бам и до­ма по­дол­гу мо­лить­ся. Из это­го бу­дет не толь­ко сму­щение, но и да­же грех, ес­ли, нап­ри­мер, в от­сутс­твие ма­тери ре­бенок без при­зора ис­ка­лечит се­бя или нат­во­рит ша­лос­тей, ког­да бу­дет под­растать. Не мо­жет она со­вер­шенно от­речь­ся от иму­щест­ва ра­ди лич­но­го под­ви­га, ибо она обя­зана со­дер­жать и кор­мить де­тей.

 Пре­подоб­ный Ни­кон Оп­тинс­кий

 

Что­бы спа­сать­ся, на­до жить не меч­та­ни­ем, а в ре­аль­ной жиз­ни нес­ти крест, ко­торый уже оп­ре­делил Вам Гос­подь для спа­сения.

 Ар­хи­манд­ри­та Иоанн (Крестьян­кин)

 

Вы — же­на, вы — мать, вы — хо­зяй­ка. Обя­зан­ности по всем сим час­тям изоб­ра­жены в пи­сани­ях апос­толь­ских. Прос­мотри­те их и возь­ми­те на со­весть ис­полнять. Ибо сом­ни­тель­но, что­бы спа­сение мог­ло уст­ро­ить­ся по­мимо ис­полне­ния обя­зан­ностей, ко­торые на­лага­ют­ся зва­ни­ем и сос­то­янием.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

Как толь­ко за­рож­да­ет­ся ре­бенок, на­до знать, что до не­го до­ходит все, что свер­ша­ет­ся с ма­терью или с от­цом, или с ок­ру­жени­ем. По­это­му ма­тери ре­комен­до­валось мо­лить­ся, но не фор­маль­но, не толь­ко про­из­но­сить мо­лит­вы, не толь­ко мо­лит­восло­вить, а об­щать­ся с Бо­гом, де­лить­ся с Ним всей сво­ей ра­достью, всем сво­им тре­петом, дать Бо­гу дей­ство­вать в ней.

 Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

 

Од­но го­ре нас­тавни­цы, о ко­тором глу­боко скор­беть сле­ду­ет, ес­ли ве­ру по­теря­ет и в грех впа­дет ди­тя. А про­чее все Бог уст­ро­ит во бла­го, ра­ди пре­дан­ности Ему ве­ру­ющих сер­дец.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

Есть не­пос­ти­жимая для нас связь ду­ши ро­дите­лей с ду­шою де­тей, и мы не мо­жем оп­ре­делить, до ка­кой сте­пени прос­ти­ра­ет­ся вли­яние пер­вых на пос­ледних: и вмес­те, до ка­кой сте­пени, при за­рази­тель­ном вли­янии пер­вых, прос­ти­ра­ет­ся ми­лосер­дие и снис­хожде­ние Бо­жие к пос­ледним.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

Пост ох­ра­ня­ет мла­ден­цев, уце­ломуд­ри­ва­ет юно­го, де­ла­ет поч­тенным стар­ца: ибо се­дина, ук­ра­шен­ная пос­том, дос­той­нее ува­жения. Пост“- са­мое при­лич­ное уб­ранс­тво жен­щин, уз­да в цве­те лет, ох­ра­нение суп­ру­жест­ва, вос­пи­татель детс­тва… Де­ти, как цве­тущие рас­те­ния, да оро­ша­ют­ся во­дой пос­та.

 Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

 

Ре­бенок дол­жен быть в сос­то­янии, пос­мотрев на сво­их ро­дите­лей, ви­деть, что то, что ему расс­ка­зыва­ют, на са­мом де­ле жи­вет в них. Они, мо­жет быть, не­совер­шенны, это ре­бенок от­лично по­нима­ет, но они стре­мят­ся жить по ве­ре, и это сос­тавля­ет смысл и со­дер­жа­ние их жиз­ни.

 Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

 

Мо­лит­вою усерд­ною мо­литесь о де­тях, и Бог сох­ра­нит в доб­рых по­ряд­ках тех, кои хо­тят быть сох­ра­нен­ны­ми и ищут се­го.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

Для ро­дите­лей глав­ной за­ботой долж­но явить­ся снис­ка­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей и Его по­мощи и бла­гос­ло­вения. И это бу­дет ус­ло­ви­ем неп­ре­мен­но­го ус­пе­ха мно­голет­ней ра­боты и борь­бы за спа­сение душ де­тей, под­вержен­ных гре­ху вмес­те со всем пад­шим че­лове­чес­ким ро­дом.

 Из кни­ги Пес­то­ва Н.Е. Пра­вос­лавное вос­пи­тание де­тей

 

Эман­си­пиро­ван­ная же­на всег­да бы­ва­ет дур­ной ма­терью. Она тя­готит­ся деть­ми, они ей ме­ша­ют поль­зо­вать­ся сво­бодой жиз­ни, и по­тому за­боту о них она пре­дос­тавля­ет кор­ми­лицам и нянь­кам.

 Епис­коп Вис­са­ри­он (Не­ча­ев)

 

При­учай­те де­тей ва­ших боль­ше к уме­рен­ности и да­же ли­шени­ям, с ко­торы­ми всег­да мож­но встре­тить­ся в жиз­ни, не­жели к удо­воль­стви­ям, ко­торые не для всех дос­тупны.

 Амв­ро­сий Клю­чарев, ар­хи­епис­коп Харь­ковс­кий

 

Не долж­но смот­реть, что ди­тя ма­ло, на­доб­но с пер­вых лет на­чинать ос­те­пенять прек­лонную к гру­бому ве­щест­ву плоть и при­учать ди­тя к об­ла­данию над нею, что­бы и в от­ро­чест­ве, и в юно­шест­ве, и пос­ле них лег­ко и сво­бод­но мож­но бы­ло уп­равлять­ся с этою пот­ребностью. Пер­вая зак­васка очень до­рога. От детс­ко­го пи­тания мно­гое за­висит в пос­ле­ду­ющем.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

Не сам ли ты при­чиня­ешь се­бе скорбь не­обуз­данностью тво­его сы­на? Ты дол­жен был тща­тель­но обуз­ды­вать его, при­учать его к по­ряд­ку, к ак­ку­рат­но­му ис­полне­нию сво­их обя­зан­ностей и вра­чевать бо­лез­ни его ду­ши, ког­да он был еще мо­лод, и ког­да это сде­лать бы­ло го­раз­до лег­че.

 Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

 

Бу­дет хо­рошо, ес­ли ро­дите­ли ста­нут по­казы­вать ре­бен­ку, что они расс­тра­ивают­ся от его бес­чинств. Но пусть они на не­го не да­вят и мо­лят­ся. Мо­лит­ва, со­вер­ша­емая с болью, при­водит к по­ложи­тель­ным ре­зуль­та­там.

 Пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

 

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

 Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

 

Ро­дитель­ская лю­бовь свя­щен­на, но нель­зя за­бывать, что в от­но­шении люб­ви брач­ной она вто­рич­на. Не­допус­ти­мо, что­бы страсть к ди­тяти зат­ме­вала чувс­тво суп­ру­жес­кое, вмес­те то­го что­бы ук­реплять и воз­вы­шать его.

 Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

 

 Очень мно­гие ро­дите­ли, весь­ма лю­бящие сво­их де­тей, не­кото­рым об­ра­зом их пор­тят, не по­нимая, к со­жале­нию, ка­кой вред на­носят им, нап­ри­мер, тог­да, ког­да мать, по чрез­вы­чай­ной плотс­кой люб­ви, об­ни­мая и це­луя ре­бен­ка, го­ворит ему: «Ка­кой хо­роший у ме­ня ре­бенок, са­мый луч­ший в ми­ре ре­бенок» и т.п.

 пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

 

Рож­де­ние ре­бен­ка — это бла­годат­ный дар Гос­по­день, но од­новре­мен­но и но­вое приз­ва­ние, и труд, и крест для суп­ру­гов. Бог вве­ря­ет и по­руча­ет зем­ным ро­дите­лям мла­ден­ца, еще без­за­щит­но­го те­лом и ду­шой. Это не прос­тая ра­дость, не иг­ра и не за­бава: это гроз­ная от­ветс­твен­ность” на Страш­ном Су­де от­ве­тят ро­дите­ли пе­ред Бо­гом за жи­вые ду­ши сво­их де­тей.

 Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

 

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

 Свя­тая Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

 

Есть суп­ру­ги, ко­торые в пер­вую оче­редь ста­ра­ют­ся упо­рядо­чить все про­чие проб­ле­мы и лишь за­тем на­чина­ют ду­мать о де­тях. Та­кие лю­ди сов­сем не бе­рут в рас­чёт Бо­га. А дру­гие суп­ру­жес­кие па­ры го­ворят: «Ны­неш­няя жизнь не лег­ка. Пусть у нас бу­дет один ре­бёнок и хва­тит. Тут и од­но­го-то поп­ро­буй вы­рас­ти!» И не ро­жа­ют дру­гих де­тей. Эти лю­ди не по­нима­ют, нас­коль­ко они сог­ре­ша­ют, ду­мая по­доб­ным об­ра­зом, не по­лага­ясь с до­вери­ем на Бо­га. Бог «сер­до­болен». Ему лег­ко пе­рес­тать да­вать суп­ру­гам де­тей, ес­ли Он уви­дит, что их вы­рас­тить им уже не под си­лу.»

 Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

 

Ког­да в до­ме но­ворож­денный, брак как бы рож­да­ет­ся за­ново. Ре­бенок сбли­жа­ет се­мей­ную па­ру так, как ни­ког­да преж­де. В серд­цах ожи­ва­ют мол­чавшие до это­го стру­ны. Пе­ред мо­лоды­ми ро­дите­лями вста­ют но­вые це­ли, по­яв­ля­ют­ся но­вые же­лания. Жизнь при­об­ре­та­ет сра­зу но­вый и бо­лее глу­бокий смысл. Ко­неч­но, с деть­ми у нас по­яв­ля­ет­ся мас­са за­бот и хло­пот, и по­это­му есть лю­ди, ко­торые смот­рят на по­яв­ле­ние де­тей, как на нес­частье. Но так смот­рят на де­тей толь­ко хо­лод­ные эго­ис­ты. Ве­ликое де­ло взять на се­бя от­ветс­твен­ность за эти неж­ные юные жиз­ни, ко­торые мо­гут обо­гатить мир кра­сотой, ра­достью, си­лой, но ко­торые так­же лег­ко мо­гут по­гиб­нуть; ве­ликое де­ло пес­то­вать их, фор­ми­ровать их ха­рак­тер “ вот о чем нуж­но ду­мать, ког­да уст­ра­иваешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в ко­тором де­ти бу­дут рас­ти для ис­тинной и бла­город­ной жиз­ни, для Бо­га.

 Страс­то­тер­пи­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

 

Вы все са­ми хо­тите уст­ро­ить де­тей, а Бо­гу ни­чего не пре­дос­тавля­ете. А все Бо­гу на­до от­дать, не прек­ра­щая, ко­неч­но, и сво­его по­пече­ния, но, не при­давая ему и слиш­ком мно­гого зна­чения.

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

«Мно­гие ро­дите­ли обу­ча­ют сво­их де­тей иност­ран­ным язы­кам, иные ху­дожест­вам обу­ча­ют, но о хрис­ти­анс­ком уче­нии и вос­пи­тании неб­ре­гут: та­ковые ро­дите­ли рож­да­ют де­тей к вре­мен­ной жиз­ни, и к веч­ной жиз­ни их не до­пус­ка­ют. Го­ре им, ибо не те­ла, но ду­ши че­лове­чес­кие уби­ва­ют сво­им не­раде­ни­ем!»

 Свт. Ти­хон За­донс­кий

 

«Не сты­дясь и не бо­ясь ми­ра, пос­та­рай­тесь дать де­тям ис­тинное хрис­ти­анс­кое вос­пи­тание, со­об­щая им од­ни хрис­ти­анс­кие во всем по­нятия, при­учая к хрис­ти­анс­ким пра­вилам жиз­ни и возг­ре­вая лю­бовь к Церк­ви Бо­жи­ей и всем по­ряд­кам цер­ковным.»

 Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

 

«Ес­ли ро­дите­ли не ока­зыва­ют долж­но­го по­пече­ния о де­тях, не учат их ра­зуму, не вну­ша­ют им доб­рых пра­вил, то ду­ши де­тей бу­дут взыс­ка­ны от рук их.»

 Пре­подоб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­гос­лов

 

«Уче­ние че­рез пос­тупки и жизнь есть са­мое луч­шее уче­ние».

 Св. Иоанн Зла­то­уст

 

«Мень­ше пот­ре­бу­ет­ся слов, ес­ли де­ла­ешь, что долж­но. Жи­вопи­сец боль­ше учит сво­ими кар­ти­нами».

 Св. Гри­горий Бо­гос­лов

 

«Ро­дите­ли, ко­торые ро­жа­ют де­тей и да­ют им те­ло, долж­ны, нас­коль­ко это воз­можно, со­дей­ство­вать и их ду­хов­но­му воз­рожде­нию.»

 Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

 

«Ро­дите­ли долж­ны усерд­но пос­та­рать­ся от­сечь свои страс­ти. То, что не­кото­рые из этих страс­тей они унас­ле­дова­ли от сво­их собс­твен­ных ро­дите­лей, зна­чения не име­ет. Они не толь­ко да­дут от­вет Бо­гу за то, что не подъяли под­виг, что­бы от­сечь эти страс­ти, но так­же по­несут от­ветс­твен­ность за то, что пе­реда­ют эти страс­ти сво­им де­тям»

 Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

 

«Бу­дем так нас­тавлять на­ших де­тей, что­бы они пред­по­чита­ли доб­ро­детель все­му дру­гому, а оби­лие бо­гатс­тва счи­тали за нич­то.»

 Свт .Иоанн Зла­то­уст

 

«Не ос­тавляй­те де­тей и их вос­пи­тание на са­мотек, на те­леви­зор и на ули­цу. Это грех, и не­малый. Мо­литесь и, ели­ко воз­можно, вли­яй­те на их вы­бор в жиз­ни. Ко­неч­но, не на­сили­ем, а вну­шени­ем и осоз­на­ни­ем ги­бель­нос­ти сов­ре­мен­но­го, на­вязы­ва­емо­го изв­не соз­на­ния.»

 О. Иоанн (Крестьян­кин)

 

«Ра­дость и счастье нуж­ны де­тям не мень­ше, чем рас­те­ни­ям ну­жен воз­дух и сол­нечный свет. Са­мое бо­гатое нас­ледс­тво, ко­торое ро­дите­ли мо­гут ос­та­вить де­тям, это счаст­ли­вое детс­тво, с неж­ны­ми вос­по­мина­ни­ями об от­це и ма­тери.»

 Свя­тая Ца­рица Алек­санд­ра

«Мать, рож­дая ди­тя, да­ет ми­ру че­лове­ка, а по­том долж­на она в нем же дать не­бу ан­ге­ла.»

 Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

 

«Рож­де­ние де­тей сде­лалось ве­личай­шим уте­шени­ем для лю­дей, ког­да они ста­ли смерт­ны­ми. По­это­му-то и че­лове­колю­бивый Бог, что­бы сра­зу смяг­чить на­каза­ние пра­роди­телей и ос­ла­бить страх смер­ти, да­ровал рож­де­ние де­тей, яв­ляя в нем об­раз воск­ре­сения.»

 Свт. Иоанн Зла­то­уст

 

«Де­ти — это ведь жи­вые ико­ны, пот­ру­дитесь над ни­ми, не ис­ка­зите в них об­раз Бо­жий сво­им нев­ни­мани­ем и неб­ре­жени­ем.»

 Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

 

«Глав­ное, что­бы ре­бенок был за­нят по си­лам и нап­равлен к стра­ху Бо­жию. От это­го все доб­рое и хо­рошее, нап­ро­тив, празд­ность и нев­ну­шение де­тям стра­ха Бо­жия бы­ва­ют при­чиной всех зол и нес­частий. Без вну­шения стра­ха Бо­жия, чем де­тей ни за­нимай, — не бу­дет же­ла­емых пло­дов в от­но­шении доб­рой нравс­твен­ности и бла­го­уст­ро­ен­ной жиз­ни. При вну­шении же стра­ха Бо­жия вся­кое за­нятие хо­рошо и по­лез­но.»

 Пре­подоб­ный Амв­ро­сий Оп­тинс­кий

 

 «Разв­ра­щение де­тей про­ис­хо­дит не от че­го дру­гого, как от бе­зум­ной при­вязан­ности (ро­дите­лей) к жи­тей­ско­му.»

 Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

 

«За­боть­тесь не на зем­ле ос­та­вить де­тей, но воз­вести на не­бо; не при­леп­ляй­тесь к суп­ру­жест­ву плотс­ко­му, но стре­митесь к ду­хов­но­му; рож­дай­те ду­ши и вос­пи­тывай­те де­тей ду­хов­но.»

 Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

 

«По­доба­ет иметь муд­рость, но не со сво­им ра­зумом, а мо­лить Гос­по­да, да умуд­рит вас, как пос­ту­пать в вос­пи­тании де­тей, и да сох­ра­нит их от тлет­ворно­го ду­ха вред­ных обы­ча­ев мирс­ких.»

 Пре­подоб­ный Ма­карий Оп­тинс­кий

 

«В вос­пи­тании не тре­бу­ет­ся ни из­лишняя мяг­кость, ни су­ровость — тре­бу­ет­ся ра­зум­ность.»

 Свя­титель Фи­ларет, мит­ро­полит Мос­ковс­кий

 

«Хо­тя бы у нас все на­ше бы­ло бла­го­уст­ро­ен­но, мы под­верг­нем­ся край­не­му на­каза­нию, ес­ли не ра­дим о спа­сении де­тей.»

 Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

 

«Для вос­пи­тания де­тей — са­мое важ­ное, что­бы они ви­дели сво­их ро­дите­лей жи­вущи­ми боль­шой внут­ренней жизнью.»

 Свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­нинов