Сретение Господне

Сретение Господне(2/15 февраля)


Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, “чтобы представить пред Господа” и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь – старец Симеон, “муж праведный и благочестивый”, которому “было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня”.

Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии “се, Дева во чреве приимет и родит сына”, то сначала он слово “альма”, которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину,  перевел словом “парфенос”, что по-гречески – собственно “дева”. Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово “парфенос”, но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и говорит: “Ныне отпущаеши…” – и от тяготы жизни, и от страха смерти.

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и “спасение … всех народов”, и грядущее “просвещение язычников”, и “славу” истинного “Израиля”. Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в “предмет пререканий”. А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а – Его Матери. Он говорит: “и Тебе Самой оружие пройдет душу”… А дальше прибавляет: “…да откроются помышления многих сердец”. Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются “помышления многих сердец”. По-иному относится к Ней новообращенный, по-иному – зрелый христианин. Чем более оценил спасительный подвиг Христа, тем более любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем более ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем более чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.

Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, “Анна пророчица, … достигшая глубокой старости, … вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь”. Мудрый книжник, и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим стадам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и “говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”, но самого Младенца в Иерусалиме уже не было: святое семейство должно было бежать в Египет. Такова краткая история праздника Срете­ния Господня. Церковные песнопения раскрывают религиозное зна­чение праздника.

«Глаголи, Симеоне, – вопрошает Церковь от лица верующих в первой стихи­ре празднику, – Кого нося на руку в церкви радуешися! Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего?» – И отвечает: «Сей есть от Девы рождейся» – во исполнение пророчества Исаии: «Сей есть от Бога – Бог Слово, воплотивыйся нас ради», то есть Богочеловек; «Сей есть законом глаголавый» – Тот, Кто «закон древле на Синае дал Моисею»; «Сей есть во пророцех реченный» – Тот, Кого пришествие провозвестили пророки. Тот, Кого Исаия в чудном видении как Ветхаго деньми видел сидящим на Престоле, превознесенном от Ан­гел славы дориносима. Этот чудный Младенец руконосим – Иисус. Он есть ожидаемый Мессия – Спаситель мира – Свет во откровение языков. Он – Тот, Кто в сороковой день после славного Своего Воскресения, как Победитель, воз­несет человеческое естество превыше небес и посадит его одесную Бога Отца, обожит существо. Он есть начальник Ветхого и Нового (Завета), Закона сеновное исполняя и начало являя новыя благодати. В событии принесения Богомладенца в храм Иерусалимский произошла встреча (сретение) двух Заветов. Это событие явилось звеном, соединившим приходивший к концу Ветхий Завет и имевший открыться Новый – совершенный Завет. В лице праведного старца Симеона, сению претружденнаго, ветхозаветная Церковь являет «новыя благо­дати священнопроповедника тайнаго» – Богоприимца.

С праздником Сретения Господня заканчивается Рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир, ибо, говоря словами Исихия, пресвитера Иерусалимского ( 430), «ныне (в праздник Сретения) возглавляется все таинство Воплощения Христова. Младенец Христос ныне испо­ведан был Богом».

Исполненный величайшего смирения, в образе слабого младенца приходит в храм «Царь царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным», «как жертва тайная и совершенная»; приходит, чтобы исполнить «Совет Вышняго, древний, истинный» о спасении человека, открытый человечеству чрез Пречистую Деву Марию в день светлого Ее Благовещения.

В заключение следует отметить, что все шесть праздников Рождественского цикла внутренне связаны между собой. Важнейшим богослужением их, как и каждого церковного праздника, является Божественная Литургия. Именно отно­шение празднуемого события к таинству Евхаристии и является объединитель­ным началом для праздников Рождественского цикла.