Из немногих воспоминаний духовных чад, людей, живших рядом с батюшкой, можно составить некоторое представление о чертах его характера, манере общения. Правда, этот портрет будет иметь лишь характер наброска, эскиза, поскольку единственным человеком, которому он, очевидно, открывался полнейшим образом, была его супруга Александра Васильевна, воспоминаниями которой мы, к сожалению, не располагаем.
Все окружающие отмечали удивительную немногословность батюшки. Он никогда не говорил ничего лишнего, не начинал разговор, пока его не спрашивали, чаще всего молчал. Подобную тишину можно назвать благоговейной, поскольку отец Александр жил в постоянном чувстве ответственности за каждое произнесенное слово, в ощущении близкого присутствия Божия. Он никогда не давал советов, пока собеседник сам у него не спрашивал, и никогда не говорил «от себя», всегда молился перед ответом, ссылался на опыт святых отцов. Батюшка был очень собранным, воздержанным.
Конечно, не все воспринимали такую духовную сосредоточенность одинаково. Даже среди священников, которые с ним были знакомы, кто-то считал отца Александра несколько холодным, необщительным, отстраненным. Будучи благочинным, он старался не делать никому замечаний, многие чужие ошибки брал на себя. Однако его вряд ли можно назвать замкнутым. Души людей раскрывались на исповеди у батюшки, во время бесед с ним. Самой исповеди он старался предать характер доверительной беседы, считал, что «человек должен уходить от священника утешенным». «Для пастыря вся его жизнь есть умирание за свою паству» – это тоже его слова. Поэтому себя батюшка никогда не жалел.
У отца Александра было удивительное сочувствие и снисходительность к людям в сочетании с предельной строгостью к себе. Он никого никогда не обличал и не осуждал. Известен случай, когда на одного из священников его благочиния поступил донос с обвинением в прелюбодеянии. Как благочинный, отец Александр принял это к сведению, но хода делу не дал: рапорт положил в стол. Уже при следующем благочинном этот священник был наказан.
Никто не помнит, чтобы отец Александр хоть однажды разгневался или повысил голос – он был очень тактичен. Батюшка никогда не употреблял спиртного, уважительно относился к Церковному Уставу. На службу приходил всегда заранее, чтобы успеть совершить большие поминовения на проскомидии.
Главным качеством батюшки, пожалуй, можно назвать смирение. Он все принимал как из руки Божией, старался не привлекать к себе внимания. Возле отца Александра всегда находились только те, кого он мог бы назвать своими духовными чадами, батюшка не создавал вокруг себя личного окружения, никогда не учительствовал. Его советы менее всего можно назвать поучениями или наставлениями. На точном исполнении своих советов батюшка не настаивал, высоко ценил свободу каждого человека, не налагал на людей тяжелых требований выше их сил. Считал, что крайне важно – знать свою меру.
Советы отец Александр всегда давал весьма осторожно, обдуманно и только тогда, когда у него об этом спрашивали. Он считал, что неправильным или несвоевременным советом, за невыполнение которого придется отвечать, можно лишь усугубить вину человека
Советы отца Александра духовным детям
О смирении
Люди земными мерками меряют дела Божественные и потому так страдают. Когда они встанут на точку смирения, то их тягота станет легкой, она станет искрой, зажигающей любовь.
Хранение сердца приобретается смирением. Любовь движет вперед, а смирение упасть не дает.
Нам нужно видеть себя грешниками, достойными ада, а не думать о Царствии Божием.
Смирение во всех его видах – это одеяние Божества, в которое Оно укрылось, чтобы стать доступным грешному человеку.
«Двери неба открывает только смирение»
Двери неба открывает только смирение.
Вся жизнь наша построена на гордости: соревнование, награды и прочее. Взрослые дети играют в игрушки и проигрывают Вечную Жизнь.
О мере
Во всем должна быть мера. Все, что переходит меру, приходит слева. Даже когда в добрых делах ты переходишь меру, это все равно слева.
Православие – это мера.
Нельзя требовать от себя того, что пока нам не по силам, например, желать нерассеянной молитвы, когда ты еще на нее не способен. Это происходит от духовного невежества и от гордости.
Нерадение в подвиге, например, в подвиге поста, исправляется легче, чем подвиг выше меры.
Об искушениях
Любое наказание нам – не наказание, но вразумление.
Господь смиряет нас искушениями через людей, болезнями, скорбями. Без искушения нет познания себя, нет познания воли Божией, нет духовного роста. Это действие очистительное. Искушения, борьба, скорби будут, но при этом мы их будем легко переносить.
Время испытаний – блаженный период, когда Господь созидает в нас внутреннего человека. «Радуйтесь, братия, скорбям и искушениям. Это неизбежно. Радуйтесь бурям, ибо надо морю житейскому волноваться. Великий дар искушений, – чем более перенесет человек, тем более имеет еще нужду в страхе и осторожности» (Исаак Сирин).
Как принес Господу скорбь, знай, что Господь коснулся тебя. Эта сила охраняет от прелести врага. Господь в силе нас спасти, хотя бы мы и были в руках ада.
Никто и ничто не придет к нам без попущения Господа – ни дьявол, ни бес, ни зверь, ни микроб.
О борьбе со страстями
Прежде всего надо найти главную страсть, но бороться в первую очередь следует именно с той, которой в данный момент борет нас бес. Страсти между собой связаны, как кольца цепи. Поэтому, в какой мере будет ослаблена основная страсть, будут ослаблены и остальные страсти.
Человек как почка. Если попробуешь его развернуть раньше времени, то погубишь. Придет время – и почка раскроется, так и сердце человеческое. Важно сначала Царство Божие созидать в своем сердце. До времени не надо насиловать почку. Когда сердце очистится, оно само раскроется.
В трех вещах заключается жизнь христианская – в покаянии, чистоте и усовершении себя. Покаяние – оставление прежнего и печаль о нем; чистота – сердце, милующее всякую тварную природу; усовершение – глубина смирения.
Каждый раз, когда мы принимаем помысл греховный, мы отрекаемся от Христа.
Различать добро истинное от зла очень трудно – это великий духовный дар. Очень много грехов происходит от неразличения добра и зла.
К слабому организму все болезни пристают, так и к нашей душе пристают болезни от того, что мы питаем душу сеном соблазна, а не тем, что ей нужно.
Кто не созидает в своем сердце Царствие Божие, тот не увидит сетей дьявола.
О смерти
Смерть – это величайшее благодеяние, которое охраняет человека и дает ему возможность к покаянию. Иначе бы человек в своей гордости достиг гордости сатаны. Смерть пресекает власть греха над человеком, и полного освобождения от греха до смерти человек не получает.
Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни, тот может положить и предел своим прегрешениям.
О духовном пути
Состояние равновесия – когда человек не сильно печалится и не сильно радуется, а во всем видит руку Божию.
Когда на земные вещи мы будем смотреть глазами веры, они будут видеться нам очень маленькими.
Совершенство земного пути состоит в двух вещах: всегда быть собранным в себе и всегда быть воздержанным.
Нужно идти законным путем, как все идут, а если Господь захочет, то Он Сам поведет иначе, но самому человеку искать особый путь не следует.
Мало быть просто верующим, нужно возродиться во Христе. Своя воля должна быть согласна с волей Божией.
Все земные дела нужно подчинять основной цели, тогда они не уйдут пустыми.
Совершенство земного пути – когда враг тебя тысячу раз ударит, вставай тысячу раз.
О благодарении
Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары, большие прежних.
За все доброе, что в нас есть, благодари Бога и приписывай его только Богу. Сам человек способен только к доброму, исходящему от Бога, примешивать свой грех. Нужно не только за грехи свои укорять себя в сердце своем, но и за все свои добрые дела, так как чистых добрых дел у нас нет. Мы не только не исполняем заповедей Божиих, но оскверняем их.
О посте
Пост – начало добродетелей, но это добродетель условная, в ней каждому дается своя мера. Суть поста не в убийстве тела, а в том, чтобы держать его в рамках, в мере.
Трапеза любви выше поста. В лице ближнего надо принимать Господа.
Болезнь стоит выше поста. Болезнь есть очищение, тогда пост отменяется или ослабляется.
Об отношении к ближним
Чем выше человек на духовной лестнице, тем снисходительнее он к грешникам.
Беседы могут быть мерой облегчения людям. Самое важное – это избежать осуждения во время разговора. Чувство осуждения должно заменить чувством сострадания, потому что люди большей частью находятся в слепоте и рабстве. Жалеть надо всякого человека, каким бы он ни был.
Ищите пользы не своей, но пользы ближнего.
Зависть – дело чисто дьявольское и делает нас его соучастниками.
Обиду вырвешь из сердца только тогда, когда ты будешь вместе с обидчиком радоваться его радостью. Чтобы этого достичь, нужно просить Бога, молиться, помочь в чем-то тому человеку, на которого ты обижен, – идти путем любви, которая снимает грех ближнего.
Обличать и обвинять не нужно. Господь Сам обличит. А тебе за терпение и понесенное искушение Господь зачтет этот подвиг.
О духовных советах
Говорить о религиозных вопросах со внешними людьми, например, на работе, следует только когда тебя спрашивают.
Если хочешь помочь кому-нибудь словом, говори не в тоне учащего, а в тоне учащегося.
Нужно говорить в ту меру, в которую может принять человек. Если человек не спрашивает, но ты знаешь о каком-то предмете, что он может быть ему интересен, – все равно не следует ничего говорить. Потому что человек говорит о том, что у него болит, а раз не болит, он не примет твоего слова.
Со Словом Божиим нужно обращаться очень осторожно. Предпочтительнее молчание. Молчание собирает, а разговор расточает. Надо стараться в немногих словах выражать много. Кто не обуздает своего языка, не может исправиться и в другом.
Не говори, когда не спрашивают. Мы увеличиваем меру наказания на Суде тем, кому говорим. Ревность по исправлению других – это недостаток. Больные более имеют нужду в попечении, а не в наставлении.