Для человека церковного каждый Богородичный праздник воспринимается с особым чувством, с особой любовью и теплотой: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы… Некоторые могут даже не понимать глубокий смысл каждого праздника, однако чтобы сердце умилилось и душа наполнилась радостью, достаточно того, что праздник установлен в честь Божией Матери. Если вдуматься, то каждое празднуемое событие наполнено таким смыслом, что иногда разум не всегда может всего вместить. Песнопения праздника открывают такие истины, что ум замирает в восторге, а душа восхищается и не знает уже, где находится, на земле или на небе.
Сюжет праздника достаточно прост и известен каждому верующему. По обетованию родители Пресвятой Девы, когда Ей исполнилось три года, отдают ее на воспитание в Иерусалимский храм, и Она торжественно вводится в него. Великий двунадесятый праздник. Но если задуматься о смысле праздника, то на поверхности само событие может показаться совершенно незначимым, и может стать непонятным, почему ему придается такое значение. Рождество Пресвятой Богородицы или Благовещение для нас являются знаковыми, переломными моментами в истории спасения человечества, а введение во храм трехлетней отроковицы… Что здесь есть такого, что делает это достойным одного из величайших праздников Христианской Православной Церкви?
Попробуем разобраться.
Ветхозаветный храм – единственное место на земле, где совершалось служение Истинному Богу. Пресвятая Дева вводится во храм, и, более того, первосвященник Захария, отец будущего Иоанна Крестителя, вводит Пресвятую Богородицу во Святое Святых. Святое Святых – самое сокровенное место Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник один раз в год. Он входил туда с великим страхом, прежде принеся жертву за свои грехи. Во Святом Святых Господь открывался первосвященнику между двух херувимов, расположенных на крышке Ковчега Завета. В этом Ковчеге хранились каменные скрижали, на которых Господь Сам высек десять заповедей и дал Моисею на горе Синай. Там же хранился сосуд (стамна) с манной, которой Господь питал евреев во время их сорокалетнего странствования в пустыни, и жезл Аарона, который расцвел и принес плод миндаля.
И вот в это место вводится Пресвятая Дева. Правда, нужно заметить, что к тому времени в храме уже не было Ковчега Завета. Пророк Иеремия в VI веке до Рождества Христова спрятал Ковчег Завета в одной из пещер, и с тех пор его никто не мог найти.
Иерусалимский храм – единственное место на земле, где особым образом пребывал Бог. Бог вездесущ, Он пребывает везде, но Иерусалимский храм и Святое Святых были местом особого присутствия Божьего. И в этот храм, в это святое место входит Та, кто Сама станет живым храмом для безконечного и вездесущего Бога. Родилась и приходит в храм Та, в Которой будет реальным образом пребывать Сам Бог. Не таинственно, прообразовательно, а реально, во плоти. Вот – истинный Храм, обиталище истинного Бога. Она пришла, чтобы упразднить тени вещей, их образы, и открыть истинные вещи, явить первообраз. Упраздняется ветхий храм, каменный, рукотворный, в него приходит Та, кто будет храмом живым, в Ком будет истинно пребывать Сам Бог.
Мы уже сказали, что Ковчег Завета с каменными скрижалями Закона уже не находился во Святом Святых. И это тоже промыслительно. Закон Божий, Слово Божие, высеченное в камне и хранящееся в Ковчеге, указывал на Ту, в Которой будет находится и от Которой родится Второе Лицо Пресвятой Троицы – Слово Божие. Вспомним первые стихи Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию.» (Ин.1:1, 14). Уже не нужен был ковчег со словом каменным, на его место приходит Ковчег живой со Словом живым, Которое «обитало с нами».
И стамна с манной – хлебом небесным, которым питались евреи в пустыни, конечно, прообразовывал Ту, в которой будет храниться Истинный Хлеб жизни.
Апостол Иоанн Богослов приводит удивительные по силе слова Господа Иисуса Христа:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.»
Пресвятая Дева и явилась истинным и живым храмом Единого Истинного Бога, Она была тем Ковчегом, в котором пребывало Истинное Слово Божие, Она содержала и хранила в Себе истинный Хлеб Жизни, сшедший с небес. Уже не было нужды в символах и прообразах, Она пришла в ветхозаветный храм, чтобы открыть начало новой эры, эры вещей истинных, на которые только указывали образы Ветхого Завета, достичь которых мечтали все ветхозаветные пророки и праведники. И вот, пришла Она, чтобы отменить ветхое, и открыть новое, истинное. Смена целой эпохи, граница вечности… Какое величие! Какое событие! Пред ним склоняются все ангелы и вся вселенная!
Приходит Дева, Которая должна произвести Цвет Жизни, принести безсеменный Плод. Как жезл Аарона, древо без корня и без воды, процвел Силою Божьею и принес плод, так и Божия Матерь, без мужа, без семени зачала и родила Сына Божия, Который дает жизнь миру.
Упраздняется ветхое, проходят тени и образы вещей – Ветхозаветный храм, Святое Святых, Ковчег Завета, Стамна манны, жезл Ааронов. Вводится в храм Единственная, чье чрево станет истинным Святым Святых, где будет пребывать Сам Бог – Слово Божие, Которое станет плотию, и будет обитать с нами, полное благодати и истины; и мы увидим славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1, 14).