26 октября (13 октября по ст. стилю)
“От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая”.История Иверской иконы просматривается с первого века, когда Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: “Святой апостол и евангелист Лука, в то время когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение. Она сказала: “Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет”. Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
Дальнейшая история этого образа просматривается с IX века времени иконоборческих гонений в Византии, когда по повелению императора почитателей икон подвергали истязаниям, пыткам, убивали, а сами иконы повсюду тщательно разыскивали, выкидывали из храмов и домов, рубили на куски, сжигали. Чтобы сберечь святыни от поругания и уничтожения, благочестивые люди прятали их, опускали в воды рек, морей, вручая их судьбу Воле Божией. Так случилось и с Иверским образом.
В царствование императора-иконоборца Феофида (829-842) неподалёку от города Никее жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё, и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечом, желая изрубить её на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же её благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ-Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием (Торникиосом). Однажды, в огненном столпе, к Святой Афонской горе приплывает по морю икона Божией Матери и становится достоянием Иверской обители. Реки чудес источаются от этой иконы, получившей именование Иверская. Они записаны в летописях Иверской обители и других святогорских монастырей.
Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле.
В соборном храме Иверского монастыря напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют “Лампада Вратарницы”. Она чудесно качается по горизонтали ритмично в определенные дни. По великим праздникам – во время Богослужения, а по будним дням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Движение лампады по будним дням показывает, что надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира, например землетрясение, война или смертоносная эпидемия.Святогорцы рассказывали: перед тем, как турецкие войска напали на Кипр лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край. Тоже происходило накануне американо-иракской войны. Качалась лампада и перед землетрясением в Армении. Эта лампада Вратарницы одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица пребывает постоянно с нами. Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира. Такова предыстория.
В России Иверский монастырь лежит на том пути, которым в старину ездили из Москвы в Новгород. Знаменитый патриарх Никон, будучи Новгородским митрополитом, не раз проезжал тут и любовался величественным Валдайским озером, его живописными островами и окрестностями. У него появилось желание построить здесь монастырь, и, вступив на патриарший престол, он привёл его в исполнение. На одном из островов Валдайских он основал мужской монастырь наподобие Иверского Афонского монастыря и решил освятить Новую обитель Иверской иконой Божией Матери.
По его инициативе на Святой горе Афон в 1646 году была написана точная копия чудотворной иконы. Иконописец – монах Иамвлих Романов смешал краски со святою водою и со святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы, вкушая пищу только в субботу и воскресенье. Новонаписанная икона получилась точной копией первой, не отличаясь от неё ни длинной, ни шириною, ни ликом.
При следовании иконы в Россию совершилось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге “Рай мысленный”
У иноков святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам. Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле.
Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. . Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной.
В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая.
В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 апостолов. В художественном отношения отделка представляла верх совершенства.
Весь внутренний уклад монастыря не изменялся и не нарушался вплоть до кровавых событий октябрьского переворота. После 1917 года монастырь стал оскудевать. В 1927 году монастырь был закрыт, а чудотворная икона увезена в неизвестном направлении. Находящаяся в настоящее время Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная ориентировочно в 1854 году как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну, является копией чудотворного образа.
Храм в честь иконы Иверской Божией Матери в поселке Боралдай Алматинской области. Историческая справка.
Совершать богослужения в поселке Боралдай в начале 90-х годов начал ныне покойный протоиерей Иоанн Слюсарь. Первоначально богослужения совершались на дому у жительницы посёлка, на ул. Арычной. Настоятелем формировавшегося прихода был назначен протоиерей Евгений Воробьев. При нем началось оформление документов на земельный участок и ведение строительства храма. Храм построен в 1993 г. из известнякового кирпича, однокупольный. Освящен 13/26 октября 1993 г. В мае 1995 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Филарет (Петроченко). В 1996 г. была пристроена колокольня, и храм стал двухкупольным.26 октября 1998 г. архиепископ Алексий (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) совершил закладку храма в честь Иверской иконы Божией Матери.
В 2008 году, 22 апреля митрополит Мефодий (ныне Пермский и Соликамский) совершил чин освящения креста, воздвигнутого затем на купол нового храма. В строящемся храме 6 декабря 2009 г. митрополит Мефодий совершил чин освящения храма в нижнем приделе в честь свт. Митрофана Воронежского.
Настоятель: иигумен Филарет (Петроченко)
Святыни храма: Чтимые иконы: вмч. Пантелеимона, писанная в к. ХIХ – н. ХХ вв. в Свято-Пантелеимоновом монастыре; свт. Митрофана Воронежского, также написанная в к. ХIХ – н. ХХ; копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», освященная в монастыре Дохиар на Афоне.
Святые мощи угодников Божиих: святителей Филарета Московского, Иннокентия Московского, Иннокентия Иркутского, Гавриила Рязанского, Тихона, Патриарха Московского; святых мучеников Космы и Дамиана Римских, священномученика Владимира Лепсинского; преподобных Старцев Оптинских, Феодора и Александра Санаксарских, Алексия и Германа Зосимовских, Зосимы Владимирского, Шио Мгвинского, Саввы Сторожевского; святых праведных Феодора Томского и воина Феодора (Ушакова).
Особенности архитектуры: Главный храм в форме креста, однокупольный. За основу взят храм Успения Божией Матери Киево-Печерской Лавры (размеры уменьшены в пропорциях).
Крестильный храм в форме ковчега, двухкупольный.
На территории прихода расположены временный жилой домик, мастерская, двухэтажное здание, на первом этаже которого находится трапезная, а на втором — классы воскресной школы, оранжерея, келья настоятеля и кельи для гостей. Также на территории прихода строятся новый корпус для воскресной школы и иконная лавка.
За алтарем храма — кладбище. Размер погоста — 40 кв. м.