Умоляю же вас, не следуйте принятым худым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не захотят и слушать наших слов. Несмотря на это, мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих временных и вечных наказаний.
Где имеется столь великий вред для души, для чего тут указывать на обычай? Вот мы и предлагаем взамен лучший обычай… скромно и благоприлично проводить свадебный праздник, чтобы не нарушать досточтимость брака….
В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало.
Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии.
Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение.
Муж, вставая с постели, о том только должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства Небесного.
Жёны, светящиеся душевной красотой, со временем всё более обнаруживают своё благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей.
Красота телесная, не соединённая с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь. Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга, нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее)… делает супругов любящими, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.
Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты…
Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми жёнами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жён не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.
Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело.
Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него…
Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь.
Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда всё золото расходуется на украшение жены, и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга.
Потому, если хотите быть любимыми своими мужьями, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего.
Все эти украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает их цену.
Ибо если на небо, столь прекрасное, и на солнце, столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством?
Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел, то есть не золотом или жемчугом или одеждами многоценными, но добрыми делами (1 Тим., 2, 9).
Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания.
Да и никто степенный и скромный не похвалит её за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а ещё осудят её за то, что сама даёт повод устремлять на неё нечистые взоры.
Но жену воздержанную и те, и другие, и все похвалят, так как, смотря на неё, не только не чувствуют никакого вреда, но ещё заимствуют от неё урок добродетели.
Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.
Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен.
Та и зависть возбуждает, и ревность производит, а эта не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия.
Он, сказав: мужья, любите своих жен, не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25)…
Поэтому, хотя бы надлежало умереть за жену, не отказывайся.
Если Господь так возлюбил рабу, что предал за нее Себя Самого, то тем более тебе должно так любить подобную тебе рабу.
Но посмотрим, не красота ли этой невесты и добродетель ее души привлекли Жениха?
Нельзя сказать это. Напротив, она была безобразна и нечиста, о чем можешь узнать из дальнейшего.
Сказав: предал Себя за нее, апостол присовокупил: чтобы освятить ее, очистив банею водною (Еф. 5, 26).
Словами очистив ее он выразил, что прежде она была нечиста и осквернена, и притом не незначительною, но крайнею нечистотою, потому что она осквернялась смрадом и дымом, гноем и кровию, и множеством других подобных нечистот.
Однако Он не отвратился от ее безобразия, но изменил неприятный вид ее, пересоздал, исправил, простил ее грехи.
Ему подражай и ты.
Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостию, как и Христос — Церковь.
Итак любить есть дело мужей, а уступать – дело жен.
Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.
Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо когда начальствующий любит подначального, тогда всё ладно.
Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, ибо от подначального требуется послушание…
Поэтому, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся; ни любление мужево да не возбуждает превозношение в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа.
Бог подчинил её тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться…
Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе, имей же и союз по любви.
Этот союз позволяет терпеть слабейшую.
Слугу можно связать страхом, а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовью и расположенностью.
Что за супружество, когда жена трепещет мужа?
Каким удовольствием может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?
Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она – жена, слабый сосуд, а ты – муж.
Ты для того и поставлен над нею начальником и главою, чтобы сносить слабость подчиненной…
Как царь является сам тем более достойным почтения, чем более возвышает честь подвластного себе начальника, а когда унижает и бесчестит его достоинство, тогда немало уменьшает и собственную славу; так и ты, бесчестя подвластную тебе начальницу, немало унижаешь честь и своей власти…
Вспоминай и о том вечере, в который отец, призвав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы некоторый залог на сохранение, и, отлучив его от всего, от матери, от себя самого и от дома, вручил все попечение о ней твоей деснице.
Подумай, что после Бога, ты от нее получил детей, сделался отцом, и потому будь кроток в отношении к ней.
Не видишь ли, как земледельцы удобряют всеми способами землю, принявшую семена, хотя бы она имела тысячи недостатков, хотя была бы, например, неплодоносна, произращала дурные травы…
Так же поступай и ты; тогда ты первый насладишься и плодами, и спокойствием.
Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.
Если эту пристань ты будешь соблюдать свободною от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, возвратившись с торжища; а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение…
Если случится в доме что-нибудь прискорбное по ее вине, то утешай ее, а не увеличивай скорби.
Хотя бы ты лишился всего имущества, это не будет прискорбнее неприязни с сожительницею; какую бы ты ни представил вину, ничто не будет несноснее раздора с женою.
Посему пусть любовь к ней будет для тебя драгоценнее всего.
Если должно носить тяготы друг друга, то тем более сносить недостатки жены… если же будешь бить и мучить ее, то не исцелишь ее болезни; грубость исправляется кротостию, а не взаимною грубостию.
Вместе с тем не забудь и о награде от Бога.
Ибо, если ты, имея возможность отвергнуть ее, не сделаешь этого по страху Божию, но станешь сносить недостатки ее из уважения к закону, возбранившему отвергать жену, то сколь ни велика была бы болезнь ее, ты получишь неизреченную награду, и еще прежде награды получишь великую пользу, сделав ее более благопокорною, и себя приучив к большей в отношении ее кротости.
Рассказывают, что один из внешних философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит ее, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия; ибо упражняясь ежедневно с нею, я делаюсь более кротким и с другими.