Родители нередко задают вопрос: «Как быть, если ребенок, попросив прощения, практически тут же берется за свое? Его снова наказывают, он опять умоляет его простить, потом опять – и так до бесконечности… Это выматывает нас, выматывает его, но нам никак не удается выйти из замкнутого круга…»
И вряд ли удастся, если не включить такого ребенка в ситуацию. Ведь формально участвуя в ней и даже являясь, можно сказать, главным героем травмирующего сюжета, он внутренне отстранен и действует стереотипно, не вникая в смысл происходящего, повторяя одни и те же ошибки. Ситуация как бы развивается помимо его воли, сознание подавлено стихией эмоций. Ребенка, что называется, несет, как несет бурным потоком утлую лодочку с растерянным гребцом на борту. Взывать в такие минуты к совести или хотя бы к здравому смыслу («ты же себе хуже делаешь, нарываясь на наказание») обычно бывает бесполезно. Ребенок, выражаясь просторечным языком, «заходится». По сути, его обуревают страсти.
И то, что он просит прощения, ничего не значит! Это типичная фигура речи, формальность, которую, как он понял, необходимо соблюсти, чтобы наказание было отменено. То есть его «прости» манипулятивно. Разве можно его сравнить с извинением самолюбивого ребенка, для которого одно это – уже серьезное наказание?! Для гордеца смириться и попросить прощения все равно, что для Маяковского «наступить на горло собственной песне». Когда такие дети начинают признавать свою вину, они обычно стараются не повторять проступков, дабы вновь не испытывать позора, который для них мучителен.
А тут-то совсем другой характер, и обращаться с ним следует по-другому. Когда сын или дочь в очередной раз придут с извинениями, скажите: «Я, конечно, могу тебя простить, но ведь не пройдет и получаса, как ты снова сделаешь то же самое. И мне опять придется тебя наказывать. Честно говоря, я от этого уже устала».
Ребенок, естественно, примется уверять, что он больше не будет.
– Ну, а если будешь?
– Не буду! Точно не буду! – уверяет вас чадо, старательно изображая паиньку. И, очень может быть, говорит это искренне. Ему сейчас действительно так кажется!
– Ну, хорошо, – отвечаете вы. – Посмотрим.
Ждать долго не приходится.
– Вот видишь, – делаете вы строгое лицо. –Тебя предупреждали, что так получится, а ты не верил… Но уж теперь тебе, хочешь – не хочешь, а придется придумать, как с тобой быть, если ты опять не сдержишь обещания. Ну? Как
мне поступить?
– Не знаю.
– Тогда иди в свою комнату и думай. Пока не придумаешь, прощения не получишь. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вот он, ключевой момент «перевода стрелок»! Отныне плохое поведение ребенка становится его, а не вашей проблемой. До сих пор вы пытались с ней справиться в одиночку. Сердились, расстраивались, раздражались. А тут вы лишь очертили границы, решение же оставили за ним. То есть он впервые столкнулся с необходимостью самостоятельно расхлебывать последствия своих неблаговидных поступков. По крайней мере, вы его этим озадачили.
Теперь важно не выказывать заинтересованности. Если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату с вопросом: «Ну что, придумал?», ситуация опять зайдет в тупик. Ребенок ни в коем случае не должен ощутить, что вам его решение нужнее, чем ему самому. Если он попробует общаться с вами как ни в чем не бывало, в надежде, что прошло время и вы все позабыли, спокойно верните его к исходной точке.
Когда же «юный правонарушитель» наконец предложит какие-то санкции (вполне вероятно, минимальные, суть не в этом), советую не спешить с амнистией, а задумчиво произнести: «По-твоему, поможет? Хорошо, давай попробуем. Конечно, все зависит от тебя… Но если не удастся, придется тебе придумать что-нибудь посерьезней».
Очень наглядно этот момент «перевода стрелок» проявляется на наших коррекционных театральных занятиях, когда дети разыгрывают кукольные сценки с собачками, сшитыми из двух перчаток. Каждая такая собачка наделяется характером, который напоминает характер ее юного хозяина. И, проявляя его, ставит ребенка перед необходимостью ее воспитывать.
Впервые столкнувшись с тем, что ему нужно принять какие-то меры по отношению к распоясавшемуся питомцу, ребенок зачастую даже не понимает, чего от него требуют. А порой, изображая в сценке себя, но солидаризируясь с Бобиком, с которым он интуитивно чувствует свое сходство, может заявить, что Бобик все равно настырничал. И никто с ним ничего поделать не мог!
– Даже ты, Кирюша? – картинно изумляется психолог, ведущий занятия. – Ты, его хозяин? Неужели он и тебя ни в грош не ставит?
Пятилетний Кирюша, только что с удовольствием наблюдавший за демонстративным непослушанием Бобика в исполнении мамы, неожиданно оказывается в непростой ситуации. Признать свое бессилие перед другими детьми ему неловко. Но душа-то, душа – на стороне Бобика!
– Ну, ладно, – уступает психолог, – ты дома вместе с мамой подумай, какие меры принять, чтобы Бобик больше так не хулиганил. А то он даже на тебя кидается, никакого с ним сладу нет! Сложно воспитывать непослушную собаку, да? Но ничего, ты обязательно справишься, мы уверены!
И мы многократно убеждались, что когда такие дети, пусть на своем детском уровне, но все же предлагают какие-то воспитательные меры, взрослым уже гораздо проще до них «достучаться». Но, конечно, не надо рассчитывать, что тактика «сам себе воспитатель» даст мгновенный и непоколебимый результат. Поведенческие стереотипы ломать непросто, человек – не компьютер: вставили другую дискету, запустили новую программу. Так что рецидивы тут вполне вероятны, особенно если ребенок импульсивен и сперва что-то делает, а потом уже думает. Но именно так, постепенно, методом проб и ошибок вырабатываются, как сейчас принято выражаться, «навыки ответственного поведения», на отсутствие которых жалуется столько родителей.
(из книги Татьяны Шишовой «Ребенок не слушается… Что делать?»)