“Вирус раннего развития” – болезнь современных родителей

Вряд ли найдется родитель, который еще ни разу не слышал о раннем развитии детей, о его необходимости, эффективности и результативности. Да и как тут не задуматься о воспитании гения, когда вокруг столько новомодных методик, убеждающих, что если не заниматься развитием ребенка до трех лет, то вырастет из него не понятно кто. Почему же среди множества поколений, не имевших ни малейшего понятия о раннем развитии, все же были гении, талантливые и просто успешные люди? Вопрос риторический, но заставляющий задуматься.
Симптомы
Никто не спорит с тем, что развитый ребенок уверенно чувствует себя в коллективе, легко обучается и получает от учебы удовольствие. Вопрос состоит в том, для чего именно и какого развития добиваться. Самое страшное, когда малыша терроризируют буквами и цифрами лишь потому, что соседский мальчик в 2 года уже читает. Причем, маме, услышавшей это на детской площадке, совершенно не обязательно убеждаться воочию, одной фразы достаточно, чтобы в голове прочно закрепилась мысль о неполноценности своего чада на фоне остальных вундеркиндов… Пожалуй, основным симптомом болезни современных родителей вирусом раннего развития можно назвать желание обучить именно чтению и счету. Но ведь дети познают мир через эмоции, через увиденное и услышанное, то есть цифры и буквы не имеют никакого отношения к формированию картины жизни, к осознанию явлений, объектов, поведения и многого другого.
Диагноз
Если родители скупили в книжном все обучающие пособия, кубики и таблички, развесили по квартире правила орфографии и пунктуации, таблицы Менделеева, Брадиса и еще кого-нибудь, и составили четкое расписание занятий с полуторагодовалым ребенком, остается только посочувствовать ему и родителям. К сожалению, такое желание как можно раньше обучить школьной программе зачастую связано с неудовлетворенными амбициями самих родителей. Это желание доказать, что я самая лучшая мама или самый лучший папа, раз у меня такой умный талантливый ребенок.
Осложнения
Есть один тонкий психологический момент, о котором не принято говорить в контексте раннего развития. Предположим, родителям действительно удается развить необыкновенные способности у ребенка, вырастить ребенка-вундеркинда, его хвалят воспитатели в детском саду, затем учителя в начальной школе, приходящие в гости мамины подруги не перестают восхищаться рассказываемым наизусть «Евгением Онегиным» и т.д. Естественно, за годы «дрессировки» у ребенка создается ощущение, что он особенный, и самое печальное, вырабатывается зависимость – желание учить не потому что интересно, а потому что за это поощряют. Постепенно талантливого ребенка по уровню развития догоняют сверстники, к зрелому возрасту он становится таким же как все. Уверены, что он сможет воспринять это безболезненно? Уверены, что будучи взрослым человеком сможет объективно оценить себя? Психологи считают, что такие люди нередко становятся несчастными. Ведь, по сути, происходит обратный процесс – не развитие личности, а некая утрата того, что раньше ценилось окружающими.
Лечение
Доверьтесь своему ребенку! С самого рождения на него обрушивается море информации, которую он успешно усваивает, просто помогайте ему познавать мир. Ведь вместо того, чтобы учить, каквирус раннего развития болезнь современных родителей1 пишутся названия деревьев, можно гулять по парку и учиться их различать. Важно не ограничивать желания малыша и не ругать за достижения. К примеру, ребенок забрался на стол, с которого может упасть, вероятней всего мама подбежит, спустит на пол и назидательным тоном скажет, как это плохо. А ведь он совершил открытие, достиг новой вершины в прямом и переносном смысле, и это достойно похвалы. Такой подход и будет развитием, которое скажется на формировании личности. Малышу нравятся книги, значит, читайте ему с выражением «Федорино горе» хоть 20 раз подряд. Полученные от такого общения с мамой эмоции не сравнятся с теми, которые он получит, прочитав в два года это произведение самостоятельно.